Космический стартап Momentus Михаила Кокорича выходит на NASDAQ
Одним из его инвесторов станет West Coast Equity PartnersКосмический стартап Momentus, основанный российским предпринимателем Михаилом Кокоричем, выйдет на биржу NASDAQ по первичной оценке $1,2 млрд. Одним из лид-инвесторов станет компания West Coast Equity Partners LLC, которая на этапе pre-IPO инвестировала и в SpaceX. Сделка будет структурирована по опционной модели: Momentus получит $17 млн до выхода на IPO, а после выполнения определенных условий переведет West Coast Equity Partners LLC и другим инвесторам акции на сумму $175 млн, рассказал представитель компании.
Momentus – космический транспортировщик «последней мили». Его буксиры оказывают услуги более крупным компаниям, таким как SpaceX. Они, например, могут развозить спутники по целевым орбитам. Для этой цели компания разработала транспортно-сервисный аппарат Vigoride, способный доставлять до целей небольшие – весом до 750 кг – спутники. Его запустят на орбиту в декабре 2020 г. ракетой-носителем Falcon 9 от SpaceX. Vigoride оснащен микроволновыми электротермическими двигателями, использующими воду в качестве топлива и работающими по технологии, которую Momentus защитил 15 патентами.
Функциональный смысл такого космического буксира вот в чем. Благодаря SpaceX вывод космических аппаратов (например, спутников) на базовую орбиту существенно удешевляется. Однако с базовой орбиты спутник должен как-то попасть на свою собственную. Аппарат можно, конечно, оснастить своим двигателем, но тогда резко возрастает его стоимость и возникают дополнительные риски. Буксиры Momentus как раз и позволяют этого избежать, что делает доставку спутников до цели гораздо экономичнее. Фактически эти буксиры выполняют роль «космических курьеров».
Momentus основана в США в 2017 г. российским предпринимателем Михаилом Кокоричем. До переезда в Америку он владел единственной в России частной космической компанией Dauria Aerospace, а также возглавлял розничную сеть «Техносила». В 2012 г. Dauria Aerospace заключила с госкорпорацией «Роскосмос» контракт на подготовку двух сверхмалых космических аппаратов МКА-Н для дистанционного зондирования Земли стоимостью 315 млн руб. Через пять лет компания поставила «Роскосмосу» эти два аппарата, однако после вывода на космическую орбиту они не вышли на связь. В результате в 2017 г. «Роскосмос» подал в Арбитражный суд Москвы прошение о расторжении договора с Dauria Aerospace и взыскании с нее неустойки в размере 274,1 млн руб., следовало из документов, размещенных на сайте суда. Компания была вынуждена признать себя банкротом, впрочем, к тому моменту Кокорич уже продал свою долю в Dauria Aerospace и уехал из России.
У Momentus есть действительно интересное техническое решение, объясняет основатель проекта «Открытый космос» Виталий Егоров. «За счет плазменного двигателя и воды достигается эффективное использование топлива, его маленький расход, при этом дальность доставки сохраняется. В России есть сегодня разгонный блок «Фрегат», он большой, его грузоподъемность составляет до 10 т. Технически он делает почти то же самое, но на «Фрегатах» используется химическое топливо – гидразин», – говорит он.
Член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин напоминает, что сама по себе идея межорбитальных буксиров известна давно. Он считает, что серьезных денег на ней сейчас заработать нельзя: «В космосе перспективный рынок – только космический интернет, а он создается без использования буксиров», – утверждает Ионин. Но Momentus, очевидно, попадает в русло позитивных настроений инвесторов, связанных с обновлением космических технологий, рассуждает инвестиционный директор РВК Алексей Басов. «Основу этих ожиданий заложила SpaceX, которая тоже готовится к IPO, и на волне ожиданий мы можем увидеть ряд IPO в околокосмической сфере, которые порадуют инвесторов», – полагает он.