Чего не хватает внутреннему туризму

Почему эта отрасль до сих пор не стала большим бизнесом

Эпидемия коронавируса снова набирает обороты, но у любой сложной ситуации есть свои бенефициары. Кажется, что внутренний туризм – один из них. Открытие границ уже совсем не очевидно, и люди листают российские сайты в попытке избежать двухнедельной постновогодней депрессии.

Действительно, импульс для роста отрасль получила. Заполняемость гостиниц в сезон достигала 90–100%, курортные города набухали от людских потоков, а брутальные лица шашлычников лоснились от барышей. Но тут открылись системные проблемы отрасли, с которыми государство пыталось справиться наивными средствами типа кэшбэка за поездки на российские курорты.

По большому счету туризм в России так и не стал индустрией, бизнесом. Для государства он застрял на уровне социальной политики, рядом с направлениями культуры или здоровья. Здесь нет сильных игроков, долгосрочных стратегий и серьезной дискуссии. Сектор для самозанятых, небольших инвесторов и госдотаций – такой стереотип продолжает доминировать. Некоторые успехи – например, впечатляющее развитие горнолыжной инфраструктуры – являются исключением: здесь сработал целый ряд факторов, от сочинского мегапроекта до инвестиций отдельных крупных предпринимателей вроде владельца Магнитки Виктора Рашникова.

Короткая линейка брендов создает эффект узкого горла в пиковые нагрузки, при том что многие направления остаются недооцененными. Да и сама ориентация на турбренды и объекты, а не на мультимодальные маршруты с возможностью комбинировать разные типы отдыха морально устарела, тем более что маршруты раскромсаны региональными границами. А региональные подразделения по туризму не обладают возможностями формировать полноценную среду для клиента.

Набор претензий можно еще долго продолжать, но вопрос ведь в том, что делать. Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий и стратегическим коммуникациям агентства АГТ, полагает, например, что для превращения отрасли в индустрию ей нужен федеральный план пространственного развития инфраструктуры туризма, в котором будет спроектировано оптимальное размещение востребованных жителями направлений: бальнеология, спа, пансионаты, яхтенный отдых, круглогодичные термальные комплексы, детские курорты и санатории, тематические усадьбы и т. д. Такая программа даст бизнесу основу для инвестиций и мотивирует регионы к конкуренции за лучшие предложения. Это шанс для формирования внутри макрорегионов доступных «внутренних Турций» и «внутренних Финляндий» с вполне понятным и достойным набором туристических услуг.

И вот тогда туризм начнет становиться бизнесом, а попутно – серьезно трансформировать социальную среду, в том числе за счет перенаправления значительной части вывозимых средств в национальную экономику.