Налетай, позеленело

Зеленые облигации в России перспективны, но только в будущем

РЖД планирует выпустить зеленые облигации для финансирования некоторых своих инвестиционных проектов. Если действительно выпустит, эта эмиссия бумаг станет первой в России, отвечающей требованиям новой национальной методики по зеленому финансированию, которую разработал ВЭБ РФ. Агентство «Эксперт РА» уже признало проекты РЖД, под которые предполагается выпустить облигации, соответствующими международной методологии ICMA.

Вообще, тема зеленых ценных бумаг и социально ответственного инвестирования становится популярным мировым трендом. Растет спрос на получение экологических рейтингов, поскольку инвесторы придают все большее значение соответствующим рискам при принятии решений о вложениях в бумаги. По данным АКРА, совокупный объем мирового рынка зеленых облигаций увеличился с $3,1 млрд в 2012 г. до $829 млрд к апрелю 2020 г. На рынках находятся выпуски более 700 эмитентов, в числе которых не только компании, но и государства.

Запрос инвесторов на экологию влияет и на стоимость заимствований для эмитента: при прочих равных условиях зеленые облигации обойдутся дешевле с точки зрения как купонной, так и общей доходности. АКРА оценивает разницу в 1–2 базисных пункта. Но надо отметить, что эмиссия таких бумаг – более затратный процесс по сравнению с выпуском классических облигаций. В первую очередь за счет необходимости подтверждения экологичности инвестиционного проекта.

Что касается России, то с середины августа этого года на Московской бирже появился специализированный «Сектор устойчивого развития», в который и должны попадать бумаги российских и иностранных эмитентов, соответствующие принципам в области зеленого или социального финансирования. На данный момент в этом секторе находится всего семь выпусков облигаций четырех эмитентов. Непосредственно к зеленым бумагам Мосбиржа отнесла выпуски следующих эмитентов: банка «Центр-инвест» (объем эмиссии – 250 млн руб.), ФПК «Гарант-инвест» (500 млн руб.) и СФО «РуСол 1» (три выпуска суммарно на 5,7 млрд руб.). Остальные два выпуска в секторе – это социальные бумаги, эмитированные СФО «Социального развития».

Можно предположить, что и бумаги РЖД окажутся в этом перечне, что, впрочем, не слишком заметно повлияет на объем российского зеленого рынка в абсолютных величинах. Проблема на сегодняшний день в отсутствии на отечественном рынке необходимой ликвидности. На Западе институциональные инвесторы, в руках которых и сосредоточена основная ликвидность, воспринимают экологичность бумаги как сигнал к увеличению доли вложения в ее эмитента. В России же этот фактор совершенно точно пока не является решающим. Скорее всего, расцвет рынка таких бумаг случится только тогда, когда экологичность станет не жестом доброй воли, а вмененным фактором.