Цифровое крепостничество
Что слияние «Яндекса» и «Тинькофф банка» означает для рядового потребителяЕсли объявленная сделка «Яндекса» и «Тинькофф банка» состоится, на рынке появится компания с потенциальной капитализацией до $20 млрд (по недавней оценке Олега Тинькова). «Яндекс» объединит уже имеющуюся у него разветвленную цифровую среду с банком, изначально построенном на развитой технологической платформе, и это объединение двух лидеров рынка создаст множество синергических эффектов.
«Яндекс» обладает огромной аудиторией и беспрецедентным по российским (да и по мировым) меркам уровнем изученности ее поведения на основе данных о поисковых запросах, пользовании сервисами такси, доставки еды, покупках на маркетплейсе, посещаемости сайтов, транзакций в кассовых терминалах, маршрутах передвижения и т. д. Это дает бесконечные возможности для настройки маркетинговых инструментов и всевозможной сегментации потребителей. «Тинькофф банк» и другие сервисы TCS Group в случае завершения сделки интегрируются в эту экосистему и получают прямой доступ к огромной аудитории «Яндекса». Кроме того, уже сейчас в экосистеме «Яндекса» проводятся миллионы транзакций ежедневно, обслуживание которых может принести банку дополнительный бизнес, а корпорации в целом – оптимизацию издержек и повышение эффективности.
Приобретение «Тинькофф банка» для «Яндекса» – это входной билет в большой финансовый бизнес. Создание сопоставимого финансового института с нуля или на базе какого-нибудь банка-середняка – это годы работы, значительные инвестиции и риск, что время будет совсем упущено. «Тинькофф банк» же с самого начала создавался как технологическая компания со множеством финансовых инноваций и без тяжелого наследия старых офлайн-банков. Кроме того, «Тинькофф» – изначально розничный банк. С таким активом «Яндекс» явно усиливает свое и без того значительное присутствие в жизни целевой аудитории.
В общем, с синергическими эффектами для «Яндекса» и «Тинькофф банка» все более или менее понятно. А что это будет означать для рядового потребителя?
«Яндекс» стремительно превращается в частный многофункциональный центр предоставления услуг, избежать взаимодействия с которым обычному жителю России становится практически невозможно. Приложение «Яндекс Go», недавно объединившее наиболее популярные платные сервисы цифровой компании, уже вызвало ряд негативных высказываний в соцсетях. Потребители чувствуют, как попадают в зависимость, своеобразное пользовательское «крепостное право», в котором удобство и многофункциональность делают человека «рабом» экосистемы.