Конец города Солнца
Секта Виссариона как альтернативная история современной России22 сентября в Красноярском крае был арестован духовный лидер «Церкви последнего завета» Виссарион, объявивший себя новой инкарнацией Христа, сыном и словом божьим. Его подозревают в использовании психологического насилия против собственных адептов.
Бывший милиционер из Минусинска Сергей Тороп пережил «духовное пробуждение», принял ритуальное имя Виссарион и основал свою общину в 1990 г. Она насчитывает сегодня более 10 000 членов, многие из которых живут в Курагинском и Каратузском районах Красноярского края вокруг сакрального центра своей церкви – города Солнца, в котором обитал сам мессия.
Коллапс СССР и коммунистической идеологии запустил открытый конкурс на проекты нового общества. Самым успешным из них стала Российская Федерация, но наряду с нею возник целый ряд альтернативных миров. Большинство из них создавали религиозные секты, которые перемешивали в разных пропорциях элементы христианства, теософии Блаватской, Агни-йоги, уфологии и нью-эйджа. Большинство этих культов давно распалось. В отличие от конкурентов Виссарион добавил к эзотерике радикальную социальную доктрину. И созданный им мир пережил сторонников и Кашпировского, и Белого братства.
Изначально идеология города Солнца строилась на противостоянии с оставшейся вовне Россией. Община верующих рассматривалась как ковчег, способный уберечь их во время неизбежной гибели обреченного мира. Но за 30 лет эта экзотическая секта, построенная на отрицании внешнего общества, повторила все повороты его эволюции.
Сначала был период эсхатологического радикализма. Сектанты стремились разрушить все, что связывало с прошлым. Ожидая конца истории, виссариониты продавали оставшееся в миру имущество. Секта строила новую экономику, а ее члены отказались от денег. В 1990-х многие из них голодали: в общине практиковалась экстремальная диета. Верующие отказывались от «безблагодатной» советской медицины. Несколько человек умерли из-за отсутствия врачебной помощи. В то же время Виссарион занимался активным прозелитизмом, разъезжая с лекциями по городам и весям.
Но со временем радикализм ослаб. Сегодня община содержит две лицензированные школы, на которые получает гранты от властей. В таежные поселки проведен интернет. В город Солнца за небольшую плату пускают туристов. Верующим разрешается лечиться в больнице и навещать близких. О конце света больше не говорят. Виссарион поддерживал на выборах губернатора Хлопонина, а потом принимал его в своем городе Солнца. Но внешняя проповедь почти остановлена. На смену экзальтации пришла иерархия: верхушка общины сконцентрировала в своих руках и отправление культа, и отношения с властью, и экономические рычаги. Она даже живет изолированно от большинства рядовых адептов, встречаясь с ними только во время ритуалов. Город Солнца стал подозрительно похож на обычную Россию.
А две России Земля выдержать не может.