Системная и внесистемная оппозиции могут поменяться местами

Думские выборы 2021 года покажут, получится ли

Несколько побед представителей внесистемной оппозиции и относительный успех партии «Новые люди», пользующейся, по слухам, покровительством администрации президента, но улавливающей растущее недовольство городского среднего класса, стали главным сюрпризом прошедшего единого дня голосования. Системная оппозиция не добилась успехов, несмотря на экономический кризис, падение доходов населения и рейтингов власти.

Вероятно, успехи административных кандидатов объясняются новыми правилами проведения выборов, когда голосование растянуто на три дня и не поддается контролю. В 23 из 26 регионов от 50 до 80% избирателей проголосовали досрочно. Но такие чудеса политических технологий возможны только при низкой мобилизации избирателей. А явка местами била «рекорды»: в Ярославской области на участки пришло 10,4% имеющих право голоса, в Костромской – 16,1%.

Сложилось два социальных множества. Низы копят недовольство, но на выборы не приходят. А относительно благополучный средний класс демонстрирует растущее электоральное участие. Его поддержка даже в условиях острой конкуренции и внешнего давления позволяет иногда одерживать победы. У либеральной оппозиции впервые за десятилетия появилась социальная база. Но у политического представительства есть свои издержки: приходится учитывать интересы избирателей.

Глава штаба Алексея Навального Леонид Волков заявил: «Мы – вторая политическая сила в стране». Это была бы серьезная амбиция, если бы не революционный контекст: внесистемная оппозиция вроде бы собиралась строить «прекрасную Россию будущего» на руинах путинской системы. Оппортунистический соблазн поменять революционный идеал на парламентскую синекуру неизбежен в любом радикальном движении. Но дело не только в этом. Средний класс хочет парламентского представительства, и с этим нужно считаться. Вновь обретенная массовая опора внесистемной оппозиции подталкивает ее занять место оппозиции системной.

У левых ситуация противоположенная. Трехдневное голосование угрожает уменьшить и без того скромное электоральное гетто коммунистов. «Рассерженные горожане» голосуют за компартию нехотя, а собственная социальная база коммунистов бойкотирует выборы. Четверть века соглашательства обернулись разочарованием сторонников. Чтобы привлечь их, коммунистам нужно выйти за красные флажки.

Алексей Навальный, возможно, променял бы баррикады на депутатский значок, но администрация президента оставляет ему только роль бунтаря. А лидеры КПРФ, может, и хотели бы стать революционерами, да ревматизм приковал их к думским креслам. Эта борьба объективной логики истории с человеческим фактором достигнет кульминации в следующем году на думских выборах.

И тогда мы узнаем, кто сильнее – логика или человек.