«Мотор Сич» может обойтись слишком дорого
Китайская Skyrizon Aircraft Holdings намерена судиться с УкраинойКитайская компания Skyrizon Aircraft Holdings направила в украинское министерство юстиции предупреждение (Notice of Investment Dispute) о намерении начать международный арбитраж против Украины. В документе указывается, что китайская компания еще в 2016 г. приобрела контрольный (56%) пакет акций в компании «Мотор Сич», но до сих пор не может управлять приобретенным активом из-за наложенного Службой безопасности Украины (СБУ) ареста на акции предприятия. Представители китайской компании считают, что Киев, заблокировав эту сделку, нарушил международные обязательства, закрепленные в украинско-китайском межправительственном соглашении 1992 г. «Из-за сложившейся ситуации «Мотор Сич» не может проводить общие собрания, выплачивать дивиденды, а акционеры не могут влиять на менеджмент компании, – отмечает Skyrizon. – Результатом этого стали ухудшение финансового положения предприятия и потеря рынков сбыта продукции».
Общий ущерб от действий украинских чиновников китайцы оценили в $3,5 млрд.
«Мотор Сич» – украинский производитель двигателей для самолетов и вертолетов. Около 80% его продукции традиционно покупали российские авиазаводы, однако в марте 2014 г. Киев запретил поставки «государству-агрессору», из-за чего предприятие оказалось в кризисе. Этим решили воспользоваться китайцы, которым, несмотря на огромные ресурсы, вложенные в развитие собственного авиапрома, так и не удалось разработать авиадвигатели с большим межремонтным ресурсом. Доступ к технологиям, которыми располагает «Мотор Сич», помог бы решить эту проблему. По мнению экспертов, прежде всего китайцев интересует двигатель АИ-222 российского учебно-боевого самолета Як-130. Еще один предмет острого интереса – двигатели самого большого в мире вертолета Ми-26, ведь Пекин уже пять лет бьется над созданием аналогичной машины.
В мае 2017 г. вице-премьер Украины Степан Кубив сообщил, что «Мотор Сич» совместно с Skyrizon Aviation Industry Investment Co построит в китайском Чунцине завод по производству авиационных двигателей. Кроме того, китайская компания договорилась с главным акционером компании Вячеславом Богуслаевым о приобретении контрольного пакета акций «Мотор Сич». На сделку требовалось разрешение Антимонопольного комитета Украины, и в конце 2017-го Skyrizon направила в ведомство соответствующий запрос. Так на Украине узнали, что ведущая промышленная компания страны переходит под контроль китайцев. Реакция оказалась вполне предсказуемой: в начале 2018 г. СБУ возбудила уголовное дело о вывозе части оборудования «Мотор Сич» в Китай, на новый завод в Чунцине. На акции «Мотор Сич» и реестр акционеров наложили арест, так что завершить сделку не удалось.
А в августе 2019 г. в ситуацию вмешались США: советник (теперь уже бывший) Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон заявил, что «Мотор Сич» – вопрос, важный не только для Украины, но и для США, Европы, Японии, Австралии, Канады и других стран». Белый дом начал угрожать, что, если Skyrizon не откажется от сделки, США введут санкции против «Мотор Сич», заблокировав зарубежные счета компании. Американцы надеялись, что такая перспектива сделает Skyrizon уступчивее в вопросе компенсации за отказ от покупки «Мотор Сич». Однако китайцы не сдались.
И теперь Киев оказался перед незавидным выбором: либо окончательно рассориться с Вашингтоном, либо заплатить Skyrizon огромные деньги. По сообщению украинского минфина, в 2020 г. страна должна погасить внешних долгов на сумму $3,5 млрд и внутренних (в долларовом эквиваленте) – на сумму $5,5 млрд. При этом соотношение госдолга и ВВП находится на критическом уровне – 60% ВВП. Так что возможный проигрыш Skyrizon Aircraft Holdings в суде для Украины совсем некстати. Но и США злить невыгодно.