Ленивый, пьяный, добрый
ВЦИОМ провел исследование русского национального характераНа днях ВЦИОМ опубликовал результаты любопытного опроса. Социологи задумали выяснить у наших сограждан, что они думают о русском национальном характере.
Для начала решили уточнить, существует ли этот русский характер вообще. Больше половины респондентов заверили, что да, существует. В этот момент представители науки этнопсихологии облегченно вздохнули. Правда, почти треть опрошенных выразили сомнение в существовании национального характера, что тем не менее не помешало им перейти к обсуждению его свойств.
Среди положительных черт россиян чаще называли доброту, душевность и эмпатию – по сути это версии одного и того же человеческого качества. Среди отрицательных – пристрастие к алкоголю и наркотикам, надежду на авось, лень, безынициативность и вялость.
Глас народа – глас божий. Из честного зеркала соцопроса на нас смотрит неказистый русский типаж: добродушный ленивый пьяница, безоглядно верящий в собственную неизменную везучесть. Такое впечатление, что опрашивали только женщин средних лет в поселках городского типа – но это не так. У ВЦИОМа полноценная научная выборка по основным социально-демографическим группам. Невольно вспоминаешь емкое определение русских, приписываемое то Карамзину, то Салтыкову-Щедрину, – «пьют и воруют». Правда, этого они никогда не говорили, зато говорили многое другое.
Русский народ с самого начала стал едва ли не основной темой размышлений русской литературы и философии. Античные мыслители пытались разобраться в том, что такое материя и дух. Восточные – что такое благородный муж и гармония с природой. Русская же философия в качестве своего главного предмета выбрала русский народ. Действительно, русские – чем не философская категория? Они не проще, чем космос и хаос. За последние пару веков написаны сотни томов о судьбе России, о «русской идее», о таинственности русского человека. Сколько сказано о его мессианстве и соборности, о его космизме и нравственном поиске. Загадочная славянская душа не давала покоя и зарубежным авторам. «Никогда не воюйте с русскими – на каждую вашу хитрость они ответят непредсказуемой глупостью», – часто цитируют Отто фон Бисмарка. Правда, он этого тоже никогда не говорил.
Однако вернемся к трем главным, по мнению соотечественников, отрицательным чертам русского характера – пьянству, лености и фатализму (в варианте надежды на авось). Пьянство, строго говоря, нельзя назвать чертой характера, но само явление, очевидно, россиянам присуще. Хотя и несколько преувеличено: согласно последним данным ВОЗ, по потреблению алкоголя на душу населения Россия находится на почетном 25-м месте, уступая в том числе Германии, Франции и Великобритании. Кстати, с большим отрывом в этом топе лидируют Сейшелы – не иначе это наши люди на отдыхе.
Принципиально не то, что у нас много пьют, а то, что в общественном сознании это особенно акцентировано. В не самой пьющей России наблюдается несомненный культ алкоголя. Еще в «Повести временных лет» князь Владимир, выбирая новую веру для своего народа, предпочитает православие и отказывается от ислама из-за его сухого закона. Летописец Нестор замечает: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти». Пьянство – зло, с этим не согласятся разве что участники алкоиндустрии. Но само это измененное состояние сознания в русской культуре воспринималось как особо ценное. Внутреннее освобождение, прилив радости, исповедальность разговора по душам, которые вызывает алкоголь, всегда были важны для русского человека, стремящегося к свободе и искренности. Одна из самых любимых и трогательных книг русской словесности – «Москва – Петушки», а «Ирония судьбы» – главное праздничное кино, повествующее о чудесах, которые творит спиртное.
Что касается лености, то здесь тоже не все просто. Самоценность труда в русской культуре не очевидна. Подневольный, вынужденный, механистический труд не является ценностью. Совсем другое дело – творческая, плодотворная, подвижническая работа. Русский человек готов совершать трудовые подвиги, подобно сталинским стахановцам, если осознает смысл и миссию своего труда. Нужно учитывать и свойственный русским авральный характер работы, когда период лени и праздности – это отдых и накопление сил перед авралом. Этот характер трудового поведения сформировался в силу особого аграрного цикла в нашем климате, когда урожай собирался в сверхкороткие сроки – «день год кормит».
Испытание судьбы, надежда на авось, толкающая на неоправданный риск, – это наследие глубокой многовековой религиозной культуры, которая вся пронизана фаталистическим чувством Божьего промысла. Русские осознают, что от человека мало что зависит. Гораздо больше зависит от обстоятельств, которые невозможно ни понять, ни просчитать до конца. Об этом же и известное высказывание фельдмаршала Миниха, сподвижника Петра I: «Россия управляется непосредственно Господом Богом, иначе невозможно объяснить, как она до сих пор существует». Правда, и он этого никогда не говорил.