Идеальный диктатор
Александр Лукашенко сочетает в себе все признаки макиавеллиевского государяГоворят, любой человек, познавший вкус власти, хочет властвовать вечно. Однако при слабой, а то и фиктивной демократии или вовсе в ее отсутствие удерживать власть удается только самым решительным и удачливым. Таких называют диктаторами. Белорусский президент Александр Лукашенко как раз такой – «последний диктатор Европы».
Создатель теории элит итальянский социолог Парето делил правителей на авторитарных, склонных к насилию «львов» и «лис» – изворотливых манипуляторов и интриганов. Лукашенко умеет быть разным: когда нужна жесткость, он жесткий до жестокости, когда требуется хитрость – хитрый до вероломства. Макиавелли утверждал, что идеальный государь должен быть и «львом», и «лисом» одновременно. Лукашенко – чудесный макиавеллиевский правитель, идеальный диктатор.
Несмотря на психологические, культурные, этнические и прочие различия, у всех диктаторов много общего. Любой диктатор прежде всего альфа-самец, ему по праву вожака прайда должны принадлежать лучшие самки. Даже когда диктатор стареет, он обязан демонстрировать окружающим гиперсексуальность. Ведь рядом всегда тот, кто ищет у правителя малейшие признаки надвигающейся старости.
Например, лидер Ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи на людях всегда появлялся в окружении одетых в стиле милитари красоток с броским макияжем. Для охраны правителя отбирались прекрасные девственницы. По долгу службы «телохранительницы» не только охраняли «Льва пустыни», но и предавались с ним любовным утехам. Здесь хочется перефразировать Вольтера: «Если это неправда, ее следовало бы выдумать».
У Лукашенко тоже есть свой женский эскорт. Официально он называется «службой протокола». Девушки модельной внешности попадают в окружение белорусского президента прямиком с конкурса «Мисс Беларусь» и повсюду сопровождают Александра Григорьевича – в поездках по стране и за рубежом, на саммитах и встречах с главами зарубежных стран. После «протокольной» службы девушек, как правило, устраивают на руководящие должности или даже депутатами национального парламента.
Все диктаторы любят шоу и умеют произвести впечатление на публику. За границу – в Москву, Нью-Йорк, Париж, Брюссель – Каддафи всегда выезжал со своим бедуинским шатром. В нем он жил, принимал гостей, проводил официальные встречи. Вслед за правителем возили живых верблюдов, каждое утро полковника начиналось со стакана свежего верблюжьего молока. Одеваться лидер Джамахирии любил в причудливые яркие национальные костюмы. На фоне однородной массы европейских политиков окружение ливийского правителя – бедуинские наряды, красавицы, шатры, верблюды – производило впечатление ожившей восточной сказки.
Лукашенко также не чужд театрального жеста. В строгих костюмах и изогнутых темных очках его телохранителей угадываются то ли «Люди в черном», то ли «Матрица». Да и тот самый «протокольный отдел» зачастую производит неизгладимое впечатление на партнеров по переговорам.
Диктатор никому не верит, и в первую очередь – своему ближайшему окружению. Не случайно среди диктаторов так много паранойяльных личностей. Кстати, регулярно можно услышать подобное мнение и об Александре Григорьевиче. Не доверяя окружению, диктатор ищет опоры в народе и парадоксальным образом действительно становится «отцом». Каддафи создал для ливийцев такие условия, которых никогда не было в прошлом и, по всей видимости, не будет в будущем: бесплатное здравоохранение и образование, отсутствие квартплаты, бесплатные аптеки для малоимущих, бензин по 14 центов за литр, беспроцентные кредиты на покупку автомобиля и квартиры. Перечислять можно долго.
Качество жизни населения современной Белоруссии также относительно высоко – во всяком случае, для постсоветского пространства. Убедиться в этом можно, пролистав статистический сборник «Беларусь и Россия 2018». Приведу лишь два показателя. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума: Белоруссия – 5,9%, Россия – 13,2%; число зарегистрированных преступлений (на 10 000 человек): Белоруссия – 91, Россия – 140.
Белоруссия действительно очень безопасная страна. Как-то я гостил в Минске у знакомых. Хозяева похвастались, что ребенок учится в престижной школе: «Правда, от дома далековато, но он сам добирается на метро». «Вы что, 10-летнего ребенка отпускаете одного через полгорода ехать?» – не поверил я. «Да здесь всего четыре остановки без пересадок». Это был разговор жителей разных галактик, москвичи детей и в собственный двор без присмотра гулять не выпускают.
Любой авторитарный лидер далек от образа христианского святого. И любой диктатор рано или поздно уходит. Похоже, скоро с вершины Олимпа сойдет и Лукашенко. Не хочется гадать, когда и как это произойдет. Но хочется верить, что белорусский президент закончит не как Милошевич и тем более не как Каддафи. В одном я уверен: позже, когда улягутся сегодняшние страсти, многие белорусы не раз пожалеют, что во главе страны нет Александра Григорьевича, и не раз тихим незлобивым словом вспомнят своего Батьку.