Счетная палата занялась практическим внедрением Data Science
От главного госаудитора страны теперь не скроешьсяМы находимся сейчас в процессе такого технологического рывка, влияние которого на жизненный уклад и ценностные ориентиры можно сравнить разве что с великой индустриальной революцией позапрошлого века – переходом от ручного труда к машинам и механизмам. Масса достижений последних лет в IT оказалась критической и привела к скачкообразному качественному росту. Хотя нейронные сети, машинное обучение, анализ больших данных и прочие прекрасные аспекты цифровизации существовали и раньше, их математический аппарат создан в середине прошлого века. Но для их широкого применения в промышленности и быту не хватало скоростей обработки информации и объемов ее хранилищ.
А вот теперь стало хватать. И цифровая революция получила шанс.
Внешне она выглядит как революция коммуникаций: соцсети, геосервисы, онлайн-шопинг, мгновенная подача такси и прочая уберизация. Другой очевидный прорыв – на фронтах материальных технологий: смартфоны, дроны, роботы, веб-камеры. Из обихода постепенно уходят физические деньги и документы.
Однако есть еще одна не бросающаяся в глаза грань цифровой революции. Big Data (большие данные), Data Science (наука о данных), гигантское количество информации обо всем и обо всех позволяют находить такие технологии, которые буквально переворачивают жизнь. Data Science, например, с немыслимой точностью прогнозирует спрос на товар, находит узкие места в логистике, причем по регионам, возрастным группам, да хоть по часам дня.
Вот и в госсекторе тоже.
Например, в Счетной палате Data Science позволит по множеству косвенных признаков с хорошей точностью указать, где можно обнаружить нарушения, и тем самым в разы сократить объемы рутинной работы инспектора. Ему больше не придется глазами выискивать подозрительные операции среди тысяч строк и гигабайтов файлов, а то и десятков коробок документов. А высвободившихся людей можно будет перебросить на аналитическую работу по систематизации причин нарушений, прогнозирование, консультационную поддержку – опять же на основе математики.
Трудное время настало. В любой момент где-то кем-то может быть придумана новая цифровая фишка, которая перевернет рынок. Приходится следить за всеми цифровыми новинками, читать специализированные издания и каналы. Но ключевая проблема все же кадры. Квалифицированных специалистов в этой области пока еще ощутимо не хватает, на них в любой стране ведут охоту технологические гиганты, конкурировать с которыми нелегко. Однако революционная необходимость рано или поздно заставит не только создавать специальное подразделение по цифровой трансформации, но и завести «цифрового комиссара» на каждом фронте, по каждому направлению деятельности. Приходится привыкать доверять этим иной раз кажущимся странными людям, которые будут разрушать все привычное, но тем не менее привносить принципиально новые качества и возможности.
Придется не экономить на обучении сотрудников. Отправлять их на обучающие курсы по новым цифровым технологиям, проводить регулярные семинары, мастер-классы, заказывать специализированные программы для сотрудников. Постоянное обучение становится необходимым условием выживания, а новое качество рождается на стыке традиционных наук.
Мы тоже пробуем актуальные инструменты генерации идей и развития персонала: Счетная палата не только сама устраивает открытые конкурсы-хакатоны по решению задач, связанных с государственным аудитом и финансовым контролем, но и принимает участие в чужих подобных мероприятиях, создав собственную команду. Это позволяет получать прототипы решений реальных задач по анализу данных, поставленных нашими аудиторами и инспекторами. Кажется, нам уже нужен собственный цифровой евангелист, а то и корпоративный акселератор для инновационных стартап-проектов.
Крайне важный вопрос – качество собираемых данных, тщательное структурирование вводимых данных, сокращение числа ошибок при вводе. Опыт Счетной палаты в этой области показывает, что лучший способ повышения качества собираемой информации – создание узкоспециализированных инструментов для каждого источника данных, а также специализированной службы, нацеленной на управление данными. Категорически недопустима экономия ресурсов на проектирование моделей и разработку удобных интерфейсов пользователя.
Реальная работа с большими данными, особенно в госсекторе, только начинается. Перед тем, кто планирует свое профессиональное развитие наперед, открывается уникальная возможность стать первопроходцем, предложить пионерские решения, сделаться одним из вождей революции. Помочь, в том числе государству, сделаться более открытым, понятным, качественным. Возможно, на госслужбе кому-то пока что придется тяжелее, чем в коммерции, но ситуация постепенно выравнивается. Например, в Счетной палате создана целая специальная команда по цифровой трансформации, которая работает над тем, чтобы ни одна полезная идея или находка не пропала и пошла в дело.