Третьяковка пока работает в убыток
Увлечение искусством во время карантина не привело зрителей на выставкиТретьяковка вновь открылась.
Вначале заработал Крымский Вал с зависшей выставкой «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Она началась 21 февраля и проработала меньше месяца – 18 марта из-за коронавируса музей закрылся. Но только за этот неполный месяц эту новаторскую для музея театрализованную и иммерсивную экспозицию посетило 52 000 человек. Первые зрители, вернувшиеся после карантина на Крымский Вал, смогли увидеть и новую выставку «Поколение XXI», представляющую искусство самых актуальных сегодня еще достаточно молодых художников. И, конечно, выставку «Ненавсегда» – масштабное исследование искусства брежневской эпохи.
А в Лаврушинском переулке с середины июля развернута экспозиция русской графики конца XIX – начала XX века: очень редко выставляемые рисунки Валентина Серова, Михаила Врубеля, Ильи Репина, Николая Ге, Виктора Васнецова и Виктора Борисова-Мусатова.
Мы долго готовили эти проекты, радовались, как много зрителей в наших залах – январь, февраль и половина марта дали нам рекордную посещаемость за всю историю Третьяковки. Очень трудно было осознать, что все это динамичное развитие враз остановлено, что нужно привыкать к тому, что ты можешь общаться со зрителями только онлайн, что все встречи проходят в формате zoom-конференций, что большая часть сотрудников работает удаленно – и мы не знаем, когда это закончится.
Мы многому научились за те четыре месяца, пока были закрыты. Мы ввели систему электронного документооборота онлайн. Мы с утра до вечера сидели в зуме и поняли, что часто это эффективнее, чем вживую. Мы поняли, что нам нужно не просто сохранить и умножить свою аудиторию, – нам нужно создать новый формат, максимально приближающий искусство к зрителю, вовлекающий его в орбиту прямого, непосредственного, искреннего, а не заученного разговора об искусстве. И это получилось: в сотрудничестве со Сбербанком удалось создать два фильма об исторической и Новой Третьяковке – они уже набрали миллионную аудиторию. «Третьяковка со Шнуром» и «Третьяковка с Хабенским» – это совсем другое качество показа искусства на экране и новая интонация в разговоре со зрителем.
В итоге наша онлайн-аудитория увеличилась в разы, и это не случайно: именно искусство и программы о нем помогли нам всем выжить и не сойти с ума от бесконечных ограничений карантина.
Ситуация и в России, и за рубежом схожая: сегодня к нам приходит в лучшем случае четвертая часть нашей прежней «живой» аудитории. Да, мы вынуждены соблюдать все необходимые ограничения, организовывать посещение по сеансам, регулировать количество людей, соблюдать масочный режим, но дело не только в этом.
Несмотря на то что в период карантина искусство было очень востребовано, после его снятия зрители все же опасаются идти в места большого скопления людей. И это при том, что мы стремимся сделать посещение музея абсолютно безопасным – не только из-за необходимости соблюдать требования Роспотребнадзора, а прежде всего потому, что понимаем свою огромную ответственность перед нашими зрителями. У многих сегодня другие приоритеты, кроме похода в музей, хотя мы пытаемся продумать все, чтобы сделать пребывание у нас максимально комфортным, исполненным положительных эмоций: создали в вестибюле Новой Третьяковки удобную, дизайнерски оформленную зону с быстрым интернетом, во дворе под прекрасным белым тентом можно выпить кофе или перекусить после посещения экспозиций, все службы вежливы и предупредительны (мы долго проводили послекарантинные тренинги для тех, кто работает с посетителями). Мы прекрасно понимаем, каким целительным для человеческого сознания и души становится соприкосновение – наконец-то прямое и непосредственное – с искусством, что в наших силах помочь людям обрести душевное равновесие и гармонию через возвышенные эмоции и впечатления.
Это наша главная миссия сегодня, но у нас должна быть реальная возможность ее осуществлять. Реалии свидетельствуют об обратном.
Месяц работы принес нам серьезные убытки – это разница между бюджетной и внебюджетной составляющими зарплаты 1500 сотрудников, обеспечивающих деятельность галереи. Музей открыт, но даже при существующих ограничениях посещений, организованных по сеансам, около 30% билетов оказываются невыкупленными. Мы усиленно работаем со СМИ и онлайн-ресурсами, пытаемся снова запустить сарафанное радио, увеличиваем экскурсионные группы до 10 человек, вводим сборные экскурсии, просим наших друзей и партнеров постить в фейсбуке и инстаграме фото, сделанные во время посещения Третьяковки, придумываем специальные акции, например приглашаем врачей приходить к нам бесплатно. Мы очень нужны сегодня вам, нашим зрителям, но и вы сегодня нужны нам как никогда!
Приходите к нам, приводите детей и семьи, вам действительно понравится – вот увидите! И в окружении искусства вы будете чувствовать себя в безопасности, что так важно сегодня.