«Почта России» хочет стать ближе для e-commerce

До сих пор сделать шаг навстречу рынку компании не удавалось

«Почта России», чтобы упрочить свое положение на рынке инфраструктуры для e-commerce, планирует открыть 5000 постаматов в магазинах сетей «Магнит» и «Дикси», потратив на это 1,4 млрд руб. Шаг решительный.

На российском рынке традиционно соседствуют курьерская доставка, пункты выдачи заказов (ПВЗ), постаматы и доставка по почте. В то время как в большинстве развитых стран курьерская доставка является лидирующим инструментом, в России она довольно дорогая и часто не очень быстрая, поэтому россияне обычно отдают предпочтение ПВЗ и постаматам.

Проблемой у нас остается и «капиллярная» дистрибуция, доставляющая товар максимально близко к месту нахождения клиента. Только «Почте России», имеющей 42 000 отделений по всей стране, как-то это удавалось. Как бы ни критиковали почтовый сервис, тарифы и сроки доставки, для многих населенных пунктов почта оставалась единственным надежным способом получить товар. Но мешала инертность большой системы, и, как следствие, за последние несколько лет сформировалась альтернатива в рамках продовольственного ритейла. На весну 2020 г. общее количество магазинов таких сетей, как «Пятерочка», «Магнит», «Дикси», «Красное и белое», превысило число почтовых отделений. Потребительский трафик оказался там более высоким по количеству и качеству, что сразу же сделало магазины более привлекательными партнерами для электронной коммерции.

Теперь «Почта России», на территории отделений которой, кстати, давно есть постаматы других операторов, пытается вскочить в быстро проносящийся поезд, налаживая сотрудничество с продовольственными сетями.

Параллельно развивается сеть ПВЗ, фактически альтернативной розницы, у которой есть свои преимущества – возможность осмотреть товар и отказаться от него на месте, что особенно важно для одежды и обуви. Главный игрок здесь Wildberries, собственная сеть ПВЗ которой составляет уже более 7000 точек и постоянно растет.

«Почта России» при этом остается ведущим логистическим оператором для трансграничной интернет-торговли, составляющей значительную долю рынка. Но будет ли достаточно этого для сохранения важного положения компании на рынке? Пока многолетним попыткам не первого поколения ее руководителей модернизировать компанию мешают износ отделений связи, низкий престиж работы в отделениях, нехватка квалифицированного клиентоориентированного персонала, разрывы в бизнес-процессах на местах, ведущие к очередям, и т. д. Компания сильно изменилась в лучшую сторону, но игроки рынка интернет-торговли пока часто не замечают этих изменений. Открытие сети собственных постаматов выглядит как еще одна попытка сделать шаг навстречу рынку.