Уставшие банкиры хотят на покой

Низкие ставки почти не оставляют шансов небольшим банкам

Банк России аннулировал лицензию у Оргбанка – после ходатайства его участников о добровольной ликвидации. То есть случай с Оргбанком – это не ставший уже обычной практикой отзыв лицензии банка из-за неисполнения законодательства и регулятивных требований или утраты капитала и кредитоспособности, а удовлетворение желания банкиров уйти с рынка.

Таких желающих сегодня немало. Их даже стали называть «уставшими банкирами»: развивать банк ни ресурсов, ни мотивации уже нет, продать выгодно почти невозможно – хочется выйти из бизнеса, но и это сложно.

Банковский рынок в этом году много потеряет. Да, по итогам первого полугодия 2020 г. прибыль банковского сектора даже выросла, до 630 млрд руб. (годом ранее было 560 млрд руб.). Но это за счет успехов I квартала. А события второго финансовый результат сектора серьезно подкосили. По расчетам «Эксперт РА», медианная рентабельность капитала кредитных организаций по итогам последних четырех кварталов сократилась до 5,35%. Можно предположить, что ухудшение платежной дисциплины и качества портфелей банков сыграло ключевую роль и в снижении рентабельности, но это не так: без учета изменения резервов уровень рентабельности падает еще быстрее. Это отражает снижение операционной маржи – падение комиссионных и процентных доходов при отсутствии существенных компенсирующих объемов прочих доходов (как было в 2014–2015 гг., когда на фоне снижения базовых доходов выросла роль разовых компонентов – переоценки некоторых активов, валютных доходов). А еще будет и давление на прибыль со стороны резервирования – ведь регулятивные послабления не вечны и если не после III квартала, то позже банкам точно придется отражать в резервировании проблемные активы. А их будет больше, чем в начале года.

В эпоху низких ставок процентная маржа продолжит снижаться, а для большинства средних и небольших банков это равносильно убыткам. Такие банки не имеют доступа к дешевому фондированию, как крупные, особенно госбанки. У них выше отношение расходов на обеспечение деятельности к объему транзакций и размеру активов. Также эти банки держат избыточную ликвидность в низкодоходных депозитах ЦБ или госбумагах, у них невелики возможности комиссионного бизнеса. Оставшиеся ниши – рынок банковских гарантий, операции с драгметаллами и валютой. Но доходность будет снижаться и там.

Начался новый этап снижения числа действующих банков – после принудительной чистки сверху. В результате доля Сбербанка и ряда крупных банков в прибыли сектора будет только расти: первая тройка по итогам полугодия получила более 70% совокупной прибыли, а первая десятка – более 85%.

Максим Стулов / Ведомости