Страховой рынок справился с вирусом

Однако налицо все признаки затяжной стагнации

Страховой рынок пострадал от пандемии и режима ограничений так же, как и все другие сегменты финансовой системы. Однако, несмотря на алармистские прогнозы, падение взносов в апреле – мае этого года оказалось некатастрофичным: они сократились всего на 15% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. В масштабах всего 2020 года глубина падения сборов, вероятно, окажется не больше, чем в период финансового кризиса 2009 г. (тогда страховые премии сократились на 7,5%).

Есть даже некоторые позитивные эффекты самоизоляции страхователей, снижения активности и введения карантина в большинстве крупных городов. В первую очередь, это серьезное сокращение аварийности и, как следствие, резкое падение числа заявленных убытков по автокаско и ОСАГО и снижение убыточности в апреле – мае по этим видам страхования. Иначе говоря, полисы действуют, автомобили есть, но на дороги они не выезжают – мечта страховщика. Правда, в июне этот эффект фактически сошел на нет.

Сильнее всего пострадали сегменты, которые завязаны на отрасли, испытавшие серьезную просадку или полную остановку. Это, конечно же, страхование выезжающих за рубеж (фактически этот вид страхования на некоторое время перестал существовать вовсе), а также страхование банковских рисков (личные виды страхования при ипотечном и потребительском кредитовании) и страхование грузов. По данным «Эксперт РА», взносы в этих видах сократились более чем на треть. На 23% упали собранные премии лидеров рынка в автокаско, а добровольное медицинское страхование (ДМС) в эти месяцы практически не пострадало, сократившись лишь на 2,7%. Впрочем, здесь как раз можно ожидать отложенного негативного эффекта, ведь сокращение бюджетов на соцпакеты и вообще корректировка структуры издержек у крупных предприятий могут серьезно повлиять на спрос на медицинское страхование во втором полугодии или даже в следующем году.

Успешно ли страховщики «ушли на удаленку», вопрос до сих пор открытый. С одной стороны, ускорилось внедрение онлайн-урегулирования, быстрее завершались большие проекты по автоматизации. То есть пандемия для страхования оказалась триггером цифровизации. С другой – качество бизнес-процессов все еще оставляет желать лучшего, узких мест очень много и страховщики, как только стало возможно, очень оперативно начали возвращать сотрудников в офисы с удаленного формата. Это означает, что страховой рынок пока еще не полностью готов к онлайн-работе.

Для страхователей в этом есть и хорошие, и плохие новости. Хорошо, что страховщики выдержали удар и смогли стать более «цифровыми». Плохо, что налицо все признаки затяжной стагнации рынка. А это значит – меньше ресурсов для технологического развития, ниже инвестиционная привлекательность отрасли. И больше предпосылок для роста тарифов практически по всем видам страхования.

Андрей Гордеев / Ведомости