Почему виртуальные сотовые операторы не интересны абонентам

Дешевая мобильная связь не оставляет бизнесу пространства для развития

В России через какое-то время может появиться новый виртуальный сотовый оператор (MVNO). Один из крупнейших продуктовых ритейлеров – «Магнит» ведет переговоры о его создании с Tele2. Когда этот виртуальный оператор начнет работать и чем будет отличаться от других виртуальных и реальных операторов, пока не ясно. Зато уже понятно, что виртуальные операторы, которых в России пытаются создавать уже почти 20 лет, на сотовом рынке погоды не сделали и не делают.

По данным «ТМТ консалтинга», на конец прошлого года у российских виртуальных операторов было около 10 млн абонентов. На фоне более чем 250 млн подписчиков сотовой связи это, скажем так, негусто. Более половины «виртуальных» абонентов обслуживает «дочка» «Мегафона» «Скартел», работающая под брендом Yota.

Несмотря на разницу в тарифной политике, этот проект можно рассматривать как альтернативный бренд оператора сотовой большой четверки. Второй после Yota MVNO в России – «Ростелеком»: по собственным данным, на конец прошлого года у него было 1,7 млн абонентов. Вот только виртуальным оператором в чистом виде его назвать сложно: «Ростелеком» длительное время был аффилирован с упомянутой выше Tele2, а в этом году стал ее полноправным владельцем. Так что грань между виртуальностью и реальностью тут несколько размыта. Может, в случае связи «Магнита» и Tele2 существенную роль играет общий владелец – банк ВТБ.

При таком раскладе получается, что на все остальные MVNO к началу 2020 г. приходилось менее 3 млн подписчиков. Причем сосчитать количество самих операторов довольно сложно: это и структуры Сбербанка, «Тинькофф» и ВТБ, и «дочка» РЖД «Транстелеком», и много кто еще. Был опыт создания MVNO и у ритейлеров – их запускали «Ашан», X5 Retail Group, «Связной». Но про розничные сотовые проекты уже давно ничего не слышно.

Кузницей MVNO в России можно назвать Tele2. По состоянию на конец прошлого года на ее сети работало свыше 20 виртуальных операторов с общей абонентской базой в 3,75 млн подписчиков. В среднем это 187 500 подписчиков на оператора – т. е. ни о какой массовости услуги речи не идет.

Казалось бы, светлая идея – сделать тарифы и дополнительные услуги, интересные той или иной группе пользователей, не вкладываясь в строительство дорогостоящих вышек, базовых станций и прочей инфраструктуры. Опять-таки хорошая идея – вовлечь клиента с помощью собственных сим-карт в собственную экосистему или хотя бы назвать такое взаимопроникновение модным словом «экосистема». Пробивает, допустим, покупатель морковку на кассе в супермаркете – и получает бесплатно сколько-то минут разговора или гигабайтов интернета. Но в России это не то что не работает, а продвигается как-то очень вяло, не у всех и в целом большим вниманием не пользуется.

И дело тут не в загадочной русской душе, а в общем состоянии рынка сотовой связи, которая у нас, как известно, одна из самых дешевых в мире. По данным «ТМТ консалтинга», средний месячный платеж за сотовую связь в России в I квартале 2020 г. составлял 311 руб. – это очень мало. А качество связи у нас в городах в общем и целом приличное. И если даже кто-то из MVNO уронит цены вдвое по сравнению с рынком, бежать к нему за экономией, менять номер и все привязанные к нему учетные записи и (опционально) жертвовать качеством связи, согласитесь, стимулов мало. Сомнительным преимуществом выглядят и скидки на и без того дешевую сотовую связь.

Сотовая связь в классическом понимании – довольно прибыльный бизнес. Чего нельзя сказать про ее виртуальную модификацию – во всяком случае в большинстве ее проявлений. Желание, а главное, возможности бесконечно закидывать деньги в топку создающихся экосистем и программ лояльности, связанных с виртуальными операторами, есть далеко не у всех торговых сетей, футбольных клубов, несотовых компаний связи и проч.