Солидарность вместо справедливости
Кому сказать спасибо за деньги на лечение детей с редкими заболеваниямиВчерашнее выступление президента с предложением о введении повышенной ставки НДФЛ в 15% на доходы свыше 5 млн руб. в год вызвало массу профессиональных вопросов, зато дало один бесспорный ответ: очень влиятельным СМИ в России-2020 оказалась «Новая газета». Именно она превратила одну из сложных проблем в медицине в ключевую тему масштабной информационной кампании на фоне конституционного процесса. И выиграла ее практически в одиночку. Спасибо ей!
Зато слов благодарности – ни от родителей, ни от детей, ни от властей, ни в целом от российского общества – не дождутся те самые несколько сотен тысяч россиян, зарабатывающих более 5 млн руб. в год, которые заплатят в бюджет дополнительно 60 млрд руб. (сумма мизерная по меркам бюджета страны, доходы которого в 2019 г. превысили 20 трлн руб., а профицит составил чуть менее 2 трлн руб.). Они и пойдут на лечение детей.
До 2020 г. российский бюджет был на протяжении ряда лет устойчиво профицитным (причем после изъятия нефтяных сверхдоходов в ФНБ), т. е. забирал из карманов предпринимателей и домохозяйств больше, чем успевал потратить. В этих условиях никакого экономического смысла в увеличении налогов на граждан не было. Те самые 60 млрд руб. от повышенной ставки незаметны на фоне совокупных доходов бюджета, его профицита и накопленных резервов, а потому увязка с благородными целями носит исключительно политический характер.
И здесь нужно вспомнить, что задача «Новой» заключалась в том, чтобы зафиксировать (в идеале – в Конституции) обязанность государства финансировать лечение детей с редкими заболеваниями. Их не финансировали не оттого, что не было денег, а потому, что не были обязаны. И в этом смысле результат, увы, отличается от искомого.
Принципиально в идее умеренно прогрессивной шкалы НДФЛ нет ничего плохого. Прогрессивная шкала, как правильно отметил президент, не имеет никакого отношения к справедливости: и при плоской шкале тот, кто заработал, допустим, 12 млн руб. в год, платит в 10 раз больше заработавшего 1,2 млн руб. Тем не менее прогрессивная шкала – нормальный этап в развитии демократического общества, в котором его более состоятельная часть добровольно соглашается отдавать не только большую сумму, но и большую долю в доходах в пользу своих сограждан.
Главный вопрос к озвученной президентом идее заключается в том, почему, задавая не предусмотренные Конституцией в формате «всероссийского голосования» вопросы о пакетных поправках, мы не посчитали необходимым хоть в какой-то форме, пусть бы и социологического опроса, задать вопрос о готовности платить дополнительные 2% тем, кто скоро должен будет их платить. Такой подход десятилетиями лежит в основе налоговой политики государства, а скоро в частном случае будет зафиксирован и в Конституции (ст. 75, п. 6 декларирует принципы «всеобщности, справедливости и солидарности поколений» в основе пенсионной системы).
Не менее важно, что этот подход легитимизирует все те частные решения, в результате которых обычные, непривилегированные участники системы пенсионного обеспечения и социального страхования на постоянной основе обеспечивают за свой пенсионный счет специальные привилегии – и вполне обоснованные (врачи, учителя), и не очень – отдельным категориям сограждан, казалось бы на равных участвующих с ними в финансировании пенсионной системы. Например, IT-отрасль и так платит взносы по ставке 14% (в два с лишним раза ниже стандартной – 30%), а теперь будет платить 7,6%. Как и резиденты разного рода ТОСЭР. Но на пенсию сотрудники этих компаний и резидентов особых территорий выйдут в то же время и получат ее в том же объеме, что и те, за кого работодатель платил 30%. Со II квартала этого года право на 15%-ную ставку получил малый и средний бизнес (МСП). Тоже здорово – но и сотрудники МСП получат пенсии в общем порядке, хотя финансировали их вполовину. Это и есть настоящий смысл «солидарно-справедливо-всеобщей» пенсионной системы, который теперь будет зафиксирован в Основном законе. В логике которого льготы для IT и МСП обсуждают с кем угодно, кроме тех, кто финансирует эти льготы за счет соразмерного уменьшения своих пенсий.
Повысив налоги «богачам», зарабатывающим больше 5 млн руб. в год, президент тут же снизил налоги сверхбогачам, владеющим зарубежными компаниями, которые вынуждены сейчас рассчитывать и уплачивать НДФЛ с нераспределенной им прибыли этих контролируемых иностранных компаний (КИК). Введение для них возможности уплатить фиксированный платеж в 5 млн руб. в год снизит налоговую нагрузку для всех, чей облагаемый таким образом доход превысит 38,5 млн руб. в год. В 2019 г., по данным СМИ, поступления налогов от владельцев КИК составили 4 млрд, причем 1 млрд руб. пришелся на одного из налогоплательщиков. А значит, можно быть уверенным, что человек сто богатейших со следующего года на налогах серьезнейшим образом сэкономят.
Автор — директор центра налоговой политики экономического факультета МГУ