На что повлияет регистр населения России
Налоговым органам станет гораздо проще следить за гражданами и бизнесомПрезидент подписал закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». В сети собираются подписи против «электронного концлагеря», а представители конфессий высказываются против использования систем с личными кодами или идентификационными номерами. Что же в нем плохого?
Какие сведения войдут в регистр
Регистр будет содержать сведения о населении России, которое представлено гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно или постоянно проживающими в России, а также беженцами.
Из реестра ЗАГС в новый регистр будут предоставляться фамилия, имя и отчество и их изменение, о рождении и смерти, усыновлении и отцовстве, заключении и расторжении брака. Также регистр будет содержать сведения о поле и его изменении. МВД предоставит сведения о документе, удостоверяющем личность, гражданстве, регистрации и миграционном учете, наличии у гражданина России права постоянно проживать в иностранном государстве, о выдаче иностранным работникам разрешений на работу и т. д. Рособрнадзор – о документах об образовании и квалификации. Минобрнауки – об ученой степени и ученом звании. Минобороны – о постановке на воинский учет. ФНС – об учете в налоговом органе и о регистрации ИП. Роструд – об учете в службе занятости или в качестве безработного. ПФР, ФСС, ФОМС – о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования. Минкомсвязь – об учетной записи лица в ЕСИА (в частности, через такую учетную запись происходит авторизация на сайте госуслуг). Помимо данных самого физического лица, регистр будет содержать сведения о его родителях, супруге и детях.
Первые шаги к созданию регистра
В 2016 г. президент подписал указ, предусматривающий формирование единого федерального информационного ресурса сведений о населении России, включая сведения органов ЗАГС. Так был создан электронный реестр записей органов ЗАГС, который должен был стать основной частью будущего регистра населения.
С октября 2018 г. органы ЗАГС ведут записи не только в бумажном, но и в электронном виде, все записи попадают в единый электронный государственный реестр ЗАГС. Оператором реестра назначается ФНС, которая отвечает за его создание, эксплуатацию, обработку информации, бесперебойную работу, а также защиту сведений, в том числе персональных данных. То есть теперь уже ФНС предоставляет органам ЗАГС доступ к электронной системе, где те ведут записи. Органам ЗАГС поручено оцифровать все свои книги за весь период хранения и завершить этот процесс к 31 декабря 2020 г. Дополнительные расходы федерального бюджета на внедрение реестра ЗАГС – 10,6 млрд руб.
К сведениям реестра ЗАГС ФНС дает доступ множеству органов и организаций, подключенных к СМЭВ – государственной информационной системе, введенной Минкомсвязью в эксплуатацию в 2010 г. для обеспечения межведомственного информационного взаимодействия. Сейчас к системе подключено более 10 000 пользователей, среди которых федеральные, региональные и муниципальные органы власти, кредитные организации и т. д.
Основная концепция регистра
В 2017 г. правительство утверждает концепцию формирования регистра, где среди предпосылок для его формирования называет необходимость повышения собираемости налогов, улучшения налогового администрирования, снижения издержек на поддержание налоговой системы и т. п.
Ранее ФНС уже создала государственный реестр налогоплательщиков и электронные личные кабинеты. Наладив информационное взаимодействие с органами юстиции, ЗАГСами, органами, осуществляющими миграционный учет, выдачу паспортов и разрешений на работу, нотариусами, адвокатскими палатами, органами опеки и попечительства, ФНС вышла на новый уровень налогового администрирования. Постоянно выверяя и синхронизируя поступающие сведения, ФНС повышала их качество для более эффективного соотнесения с конкретными физическими лицами.
ФНС получила и функции администрирования страховых (в пенсионный, социальный и медицинский фонды) взносов. Укрепление платежной дисциплины при расчетах с внебюджетными фондами требовала, помимо создания реестра ЗАГС, единого централизованного информационного ресурса, где можно было бы получить полные сведения о физлице.
На тот момент российские органы власти вели множество информационных ресурсов с различными сведениями о населении, но каждый делал это по-своему, и однозначно установить принадлежность сведений к определенному лицу иногда было невозможно. По мере роста числа транзакций между государством и гражданами все более очевидной становилась необходимость обеспечить одинаковый подход всех органов к работе со сведениями и как результат – однозначность сведений, их сопоставимость и возможность проследить их изменение, что стало бы возможным при введении единого федерального ресурса. Конечно, в первую очередь такой ресурс значительно упростил бы налоговое администрирование, но также положительно повлиял бы и на оказании госуслуг и избавил бы граждан от необходимости многократно сообщать одни и те же сведения.
Основными источниками данных для такого ресурса в первую очередь стали бы службы, ответственные за регистрацию событий жизненного цикла человека и миграции населения. Затем данные расширились бы за счет присоединения «второй очереди» информсистем – налоговой службы, службы соцстрахования и пенсионного обеспечения, статистической службы, службы земельного кадастра и регистрации прав собственности, органов внутренних дел, министерства обороны, избиркомов и т. д. В довершение вся информация, содержащаяся в федеральном регистре, предоставлялась бы запрашивающим лицам через систему электронного взаимодействия между ведомствами.
Каковы реальные цели регистра
Основы регистра были изначально заложены указом президента, направленным на укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами. Концепция правительства, разработанная во исполнение этого указа, также делает акцент на повышении собираемости налогов и сборов, совершенствовании налогового администрирования, снижении издержек на поддержание функционирования налоговой системы. Пояснительная записка к принятому закону среди целей упоминает переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц, повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы России.
Помимо этого сведения из регистра помогут удовлетворить многие другие потребности государства – решение вопросов социально-экономического развития, подготовка проектов бюджетов, реализация госпрограмм, составление списков избирателей, обеспечение исполнения воинской обязанности, исключение ошибок при оказании государственной поддержки и борьба с мошенничеством в этой сфере, совершение нотариальных действий, повышение качества статистического учета, а также исполнение запросов судов, органов прокуратуры, следственных органов, службы судебных приставов и т. д. С помощью регистра можно решать стратегические задачи. Например, прогнозировать количество призывников или абитуриентов, на основании чего финансировать бюджетные места в вузах.
Польза для общества будет в минимизации количества обращений граждан для получения госуслуг, а также в упрощении процедуры получения адресной помощи. В высказываниях представителей ФНС именно желанием надлежаще оказывать адресные меры социальной поддержки обосновывается тот факт, что теперь «регистр населения позволит выстроить на основании данных человека его семейные связи, соответственно, потом, используя информационные ресурсы других ведомств, можно будет рассчитать и доходы семьи, среднедушевые доходы, поставить любые контроли, любые пороги и оказывать соответственно, правительству, президенту те помощи гражданам, которые будут нужны именно в данном случае» (цитата по «Интерфаксу»).
Как повлияет регистр на бизнес
Помимо угроз непосредственно физическим лицам, регистр населения может повлиять и на бизнес.
В частности, регистр может помочь ФНС в борьбе с нелегальными налоговыми схемами с участием формально независимых лиц и компаний. При создании цепочек фирм-однодневок ключевой ресурс – люди. Правила регистрации и ликвидации компаний ужесточались, вводились новые требования для учредителей. Налоговые органы обнаруживали взаимозависимости между задействованными в схемах людьми, в частности, через запросы в ЗАГСы. Регистр населения позволит выстраивать дополнительные логические связи и выявлять взаимозависимость существенно быстрее. По той же причине регистр населения может сказаться и на дроблении бизнеса для целей налоговой оптимизации. Потенциально регистр поможет выявить связь между проживающими вместе неродственниками.
Если речь идет о привлечения к субсидиарной ответственности, то в случаях вывода активов на родственников и бывших сотрудников регистр может ускорить и повысить качество вычисление таких лиц, чем пригодится ФНС и АСВ.
Регистр может быть полезен и для тендерных процедур, в частности, государственных, когда в тендере участвуют компании, формально зарегистрированные на независимых лиц. ФАС может использовать данные регистра для целей расследования антиконкурентных сговоров, в том числе на торгах, определения состава группы лиц и т. д.
Но не исключены и разнообразные утечки информации.
Регистр может вписаться и борьбу с коррупцией, курс на которую взяло правительство.
Автор – старший юрист группы по правовому обеспечению цифровой экономики «Пепеляев групп»