Цифровая конкуренция доллару откладывается

Почему Павел Дуров не стал бороться в США, до конца не понятно

Попытка Павла Дурова создать цифровые деньги для безграничного цифрового мира Telegram провалилась, так как он выступил конкурентом доллара и американских финансовых властей, но идея никуда не делась, и люди готовы в нее инвестировать. 

12 мая Павел Дуров в своем Telegram-канале объявил, что закрыл блокчейн-проект TON и его криптовалюты, которая, если бы ее выпустили, называлась бы Gram. Ответственность за это он возложил на американский суд, который в тяжбе по иску Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) встал на ее сторону и запретил выпуск Gram. Эту криптовалюту суд признал общедоступными ценными бумагами, для выпуска которых необходимо отдельное разрешение американских властей. Запрет касается не только США, но и всех юрисдикций – суд, по словам Дурова, объяснил, что американские граждане могут получить доступ к платформе TON после ее запуска и купить криптовалюту в другой стране.

«К сожалению, американский суд не позволил TON появиться», – констатировал Дуров. 

Где бы ни начал Павел Дуров деятельность, ему всякий раз удавались продукты, пользующиеся большим спросом. Последний его работающий продукт – мессенджер Telegram – начался в 2013 г., и сейчас его месячная аудитория достигла 400 млн человек. В России Дуров своим мессенджером наступил на самое больное место Кремля – свободу передачи информации и конфиденциальность частных данных. Дуров отказался разрешить ФСБ вольно подсматривать за перепиской пользователей, не побоявшись вступить в открытое противостояние с российскими властями. За это государство в лице Таганского суда Москвы два года назад, в апреле 2018 г., начало блокировку Telegram. Формально она до сих пор не снята, но российские власти в этом противостоянии явно проиграли. Мессенджер формально остается неподконтрольным, им пользуется вся Россия, включая правительство и администрацию президента. 

В США своей блокчейн-платформой TON на основе Telegram Дуров наступил на самое больное место американских властей – деньги. Предприниматель не просто предложил еще одну криптовалюту, каких в мире около 3000. Ценность Gram была (бы) в том, что негосударственная криптовалюта предназначалась для расчетов в экосреде Telegram; их не могли контролировать власти никаких стран, в том числе США. Единственным демиургом процесса мог выступать сам Telegram с его планетарной аудиторией, что создавало прямую конкуренцию доллару как основной расчетной валюте.

Насколько был бы успешен проект, мы уже не узнаем, но инвесторы в него верили. Суммарно Telegram привлек с 2018 г. в TON $1,7 млрд инвестиций. В споре с SEC предприниматель попытался обойти выдвинутые ограничения, исключив американских граждан из числа тех, кто может перевести инвестиции в заем Telegram с выплатой 110% в течение года. Отсечение граждан США от проекта TON было довольно рискованным шагом, так как американцам Telegram оставил только две опции – забрать 72% от своих инвестиций или идти в суд. И немало, очевидно, выберут последнее (остальные 28% – это $500 млн, потраченные на TON). Но в суде это не помогло, а на прямую конфронтацию с властями США Дуров не пошел. И закрыл проект. 

Для запуска TON Дуров привлекал не инвестиции в криптовалютах, а доллары институциональных инвесторов, в том числе от американцев, обращает внимание партнер The Token Fund Владимир Смеркис. По сути, Дуров выпускал цифровую валюту, стоимость которой должна была при ограниченном выпуске и ее большой аудитории вырасти. Странно, что Дуров, попытавшись высадить из проекта американских инвесторов, остановился и не пытался запустить TON в другой юрисдикции. В конце концов он потратил на проект инвесторские $500 млн; у него есть реестр всех инвесторов, который можно проредить от американских граждан, оговорить запрет и ответственность в договорах, считает Смеркис. К тому же у Дурова есть опыт борьбы с властями и победы в других юрисдикциях. Почему Дуров не стал бороться в США, до конца не ясно, возможно, в суде ему обрисовали весомые юридические и регуляторные риски, которые он предпочел избежать.

Если бы Дуров запустил TON, не исключено, что американские граждане нашли бы возможность обойти запрет на участие в проекте – подобно тому, как в России пользуются блокируемым, но не запрещенным Telegram. И в конце концов им стали бы активно пользоваться американские власти. Не исключено, что американская финансовая система смирилась бы с тем, что есть такой инструмент расчетов между пользователями Telegram по всему миру, удобство которого, вероятно, победило бы ограничения и риски. Да, такие расчеты миновали бы банковский контроль, но они проводятся сейчас и за пределами Telegram – в конце концов, есть большой теневой рынок частных криптовалют, который уже никуда не исчезнет. С запуском TON и Gram произошла бы его легализация, но она подразумевает, что страны поступятся своим финансовым суверенитетом. Как показало решение американского суда, финансовые власти США к этому не готовы. Но люди-то готовы в это инвестировать, и доллары тоже, значит, попытка Дурова (или его коллег), возможно, не последняя.