Как выходить из карантина
Надо добиться устойчивого снижения эпидемического показателяРоссийский президент выступил на прошлой неделе с очередным обращением и не только сообщил, как власть противостоит пандемии COVID-19, но и впервые поделился намерением начать выход из режима самоизоляции. А в среду президент на противовирусном совещании передал решение об ослаблении эпидемиологических ограничений главам регионов.
Последнее выступление президента обратило на себя внимание комментаторов тем, что в нем не было деталей экономической помощи населению. Не меньшую озабоченность вызвало и другое: президент хотя и поделился информацией, что пик распространения заболевания еще не пройден, но предположил, что эпидемиологические ограничения начнут отменяться с 12 мая. Это первый рабочий день после майских праздников. После президентского уточнения в среду озабоченность этим решением вряд ли исчезла – скорее, сменила фокус с федерального на региональный.
В развитых экономиках, где начинают ослаблять ограничения, используют формальные критерии. Ключевой показатель – R0: скольких людей инфицирует заболевший в среднем. Когда значение показателя выше 1, эпидемия разрастается, больных все больше, а значит, возможности системы здравоохранения – больничные койки и места в палатах интенсивной терапии – в скором времени будут исчерпаны. Когда R0 становится меньше 1, это значит, что эпидемия затухает. Стоит отметить, что показатель R0 сложен для вычисления и базируется на разных модельных блоках. Некоторые из этих блоков используют предположения и экспертные оценки, что делает показатель далеким от совершенства. Но пока R0 заменить нечем, именно он остается критерием строгости эпидемиологических ограничений.
Добиваться уменьшения R0 существенно ниже 1 советуют архитекторы наиболее успешных в этой пандемии мер для сдерживания эпидемии – например, ведущий эпидемиолог Гонконга.
Развитые страны, следуя советам эпидемиологов, тоже стараются уменьшить R0 ниже 1, прежде чем готовиться к ослаблению ограничений. Так, частично открывать экономику Германия, Франция и Италия решились, когда карантинными мерами довели R0 до уровня ниже 1 и убедились, что это снижение носит устойчивый характер.
Пока российские данные не очень похожи на то, что R0 ниже 1. Скорее можно говорить о стабилизации (хотя о стабилизации говорилось и неделю назад, когда заболеваемость была на более низком уровне), чем об уменьшении эпидемии.
Нельзя исключать , что российские власти информированы лучше широкой публики: ежеутренние данные отражают картину, которая сложилась несколькими днями – если не неделями – ранее, от заражения до подтверждения заболевания может пройти 7–14 дней. Вероятно, властям доступны более совершенные инструменты оценки ситуации, позволяющие получать информацию о распространении заболевания.
Но если и власти, и общество пользуются одними и теми же данными, то в целом для России разговор о снятии ограничений кажется преждевременным. В соответствии с опубликованными данными, несмотря на самоизоляцию, эпидемия в стране пока не пошла на спад. Тем более что не прошли две недели, чтобы убедиться, что спад приобрел устойчивый характер.
С президентом можно согласиться: смягчение режима самоизоляции не должно быть однородным. R0 должен быть рассчитан по крайней мере на уровне регионов, а лучше получить его значения для районов, чтобы сделать политику отмены эпидемиологических ограничений максимально точной. Похожие оценки сделаны в развитых странах, что облегчает принятие решений главам региональных администраций. Значения R0, рассчитываемых для регионов, важно сделать открытыми, чтобы жители понимали, на основании чего приняты решения, и сопоставляли свои наблюдения с оценками властей. Не менее важно улучшить тестирование на COVID-19, в противном случае оценки R0 могут оказаться недостоверными.
План выхода из самоизоляции должен содержать пошаговые меры и предусматривать возможность быстрой – без многодневных отсрочек – оценки этих мер и пересмотра принятых решений. Иначе эпидемия может быстро вновь выйти из-под контроля. Ослабление ограничений – абсолютно экспериментальный процесс, пока не базирующийся на строгих научных результатах. По всей видимости, работающий план будет получен опытным путем в тех регионах, с которых начнется ослабление ограничений.
Итак, выход из режима самоизоляции должен начаться после того, как будет достигнут устойчиво низкий, меньше 1, показатель R0. Сам процесс выхода из режима самоизоляции должен быть очень осторожным и предусматривать возможность быстрого возврата к более жестким мерам сдерживания, если распространение инфекции вдруг снова ускорится. Российские регионы, конечно, наращивают мощность здравоохранения, но хотелось бы, чтобы к увеличенным ресурсам прибегать не пришлось.