Что происходит на фондовом рынке США
Экономика погрузилась в самую сильную депрессию с 1930-х годов, но апрель стал лучшим месяцем с 1987 годаЗа последние полтора месяца 30,3 млн американцев подали заявки на пособия по безработице. Одновременно индекс S&P 500 за чуть меньший период – с дна 23 марта по 30 апреля – взлетел на 30,2%.
Апрель стал лучшим месяцем для S&P 500 и Dow Jones с января 1987 г.: они выросли на 13 и 11% соответственно. Была даже неделя, оказавшаяся лучшей для S&P 500 с 1938 г., – в то время как аналитики уже говорили о самом глубоком экономическом спаде со времен Великой депрессии.
Если это и был прыжок дохлой кошки, то подскочила она как ужаленная.
Фондовый рынок считается опережающим индикатором: инвесторы обычно думают о том, что будет, а не что происходит сейчас. Можно считать, что в феврале – марте они отыграли страхи, связанные с экономическим коллапсом из-за пандемии коронавируса и введения карантинных мер. А после того, как 23 марта Федеральная резервная система США объявила о неограниченном по сумме и срокам денежном стимулировании, стали отыгрывать ожидающийся приток на рынки и в экономику триллионов долларов от центробанков и правительств. Избыток ликвидности поддерживал рынки все годы после мирового финансового кризиса 2008 г., поэтому вкус бесплатных денег инвесторам хорошо знаком.
Часть инвесторов надеются, что происшедшее хоть и стало небывалым шоком, но он будет недолгим. Наконец, многие участники рынка, прежде всего индивидуальные, все-таки научились основным правилам инвестирования, таким как «покупай на дне». Тот, кто решился приобрести акции, «когда на улицах льется кровь», хорошо заработал. С минимумов 23 марта акции технологических гигантов Microsoft, Apple, Amazon и Alphabet, в которые можно было инвестировать, практически не рискуя, выросли на 21–28%, говорится в отчете Goldman Sachs, вышедшем 28 апреля. Но в разы больше принесли акции компаний, на которые все, казалось, махнули рукой в свете обвала цен на нефть (вплоть до -$37,63 за баррель WTI на срочном рынке в день экспирации апрельского фьючерса). Сильнее всех в индексе S&P 500 – на 144% – выросли акции Apache Corp., которая занимается нефтедобычей в том числе на сланцевых месторождениях в Пермском бассейне. Среди лидеров роста и другие сланцевые добытчики, такие как Noble Energy (79%), Diamondback Energy (78%), Devon Energy (74%), Valero Energy (70%), а также Chevron (65%).
Но если во время и обвала, и отскока нужно было действовать быстро, реагируя на льющиеся как из рога изобилия новости, то теперь, возможно, настало время думать о более долгосрочных перспективах. Которые совсем не так ясны, как новости об остановке экономики из-за самоизоляции или о притоке триллионов долларов. 1 мая S&P 500 упал на 2,8%, а технологический Nasdaq Composite – на 3,2%. Гендиректор Amazon Джефф Безос заявил: «В нормальных обстоятельствах во II квартале мы бы ожидали получить около $4 млрд или больше операционной прибыли. Но нынешние обстоятельства не нормальные. Поэтому мы ожидаем, что полностью потратим эти $4 млрд или немного больше на связанные с COVID-19 расходы по доставке товаров покупателям и обеспечению безопасности сотрудников». Акционерам Amazon он предложил «присесть», потому что затраты компании «не будут маленькими».
А Илон Маск написал в Twitter (через день после того, как акции Tesla подскочили на 9% после публикации данных о прибыли за I квартал): «Цена акций Tesla слишком высока, кмк», т. е. «как мне кажется». После чего акции тут же упали на 10,3%.
Сложно припомнить, когда еще два харизматичных гендиректора фактически открытым текстом одновременно говорили своим акционерам, что им стоит подумать о продаже акций.
Кроме того, те, кто не успел продать бумаги во время мартовского обвала, так как все происходило слишком быстро, могут обратить внимание, что после отскока индексы оказались на уровне прошлого октября. И решить, что полгода инвестиций – это не так страшно по сравнению с рисками и неопределенностью, которые ждут экономику, компании и рынок в целом. К ним могут присоединиться те, кто хорошо заработал, купив акции в конце марта, и хочет зафиксировать прибыль.
Но если продажи возобновятся, сторонники принципа «покупай на дне» могут снова вступить в игру. И борьба между покупателями и продавцами затянется, пока потребители, корпорации и эпидемиологи не начнут вносить какую-то ясность в экономические перспективы.