Коронавирус: еще есть время сменить парадигму действий
В режиме изоляции нужно учитывать региональные эпидемические условияС 31 марта 2020 г. почти все регионы России следом за Москвой ввели ограничения на передвижение граждан на расстояние «свыше 100 м». На тот момент в Москве было 1613 случаев заражения коронавирусом, а, например, в Кемеровской области – всего три на 2,66 млн жителей. 22 апреля, когда мэр Москвы Сергей Собянин предложил распространить систему цифровых пропусков на все российские регионы, в Москве был уже 31 981 зараженный (55% всех зараженных в России), в Кемеровской области – 56, а на Сахалине – 19 (из них восемь выздоровели).
Пик заражения, вероятно, еще не пройден, и режим самоизоляции, в котором находится вся страна, может быть продлен до конца мая и даже больше.
Коронавирус распространяется по России крайне неравномерно, но более тысячи городов всех регионов живут в условиях ограниченной возможности передвижения уже месяц. Даже сейчас в 63 регионах страны количество выявленных носителей COVID-19 не превышает 0,05% (50 человек на каждые 100 000 населения), находящихся в основном в региональных центрах. В Красноярском крае 609 случаев (из них только семь смертельных) на 2,86 млн жителей. Вероятно, всюду есть и бессимптомные больные, но Всемирная организация здравоохранения не считает их основным источником передачи инфекции.
Распространение вируса зависит не от нахождения человека на улице, с QR-разрешением он вышел или без, а от расстояния между людьми. Показательным был день 15 апреля: москвичи с необходимыми документами образовали огромные очереди на входе в метро – проверяющие не справились с наплывом людей. Нельзя исключать, что большое количество заболевших последних дней (около 6000) – следствие той скученности.
Почти все экономисты сходятся во мнении, что сохранение в России режима ограничения передвижений еще на 1–2 месяца пагубно скажется на положении дел. Основные проблемы:
– экономические. Катастрофическое сокращение деловой активности из-за падения спроса при одновременном росте инфляции; снижение покупательной способности населения; рост безработицы, банкротство предприятий;
– финансовые. Необходимость обслуживать кредиты; резкое падение доходов и сбережений; нехватка денег на товары первой необходимости;
– политические. Рост недовольства в части регионов; рост преступности в беднейших слоях местного населения и среди гастарбайтеров;
– психологические. Страх, депрессия, стресс, психосоматические расстройства, связанные с вынужденной изоляцией и ограничением передвижения, беспокойство за будущее.
Для снижения разрушающего воздействия пандемии на экономику России следует перейти от унифицированного к дифференцированному подходу как на федеральном, так и на региональном уровне. Необходимо ужесточение мер в нескольких регионах с большим количеством зараженных (прежде всего в Москве) и ослабление в остальных регионах России. Для этого Россия должна быть поделена на четыре зоны – в зависимости от количества зараженных и плотности населения: красную, синюю, желтую и зеленую. Для каждой зоны надо брать только количество активных случаев коронавируса, вычитая вылечившихся. На Сахалине, к примеру, из 23 заболевших 17 выздоровели, а последний зараженный прибыл 25 апреля рейсом из Москвы.
Для регионов красной зоны (сейчас это Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Мурманская, Московская и Ленинградская области, Ингушетия) устанавливается режим чрезвычайной ситуации по закону о чрезвычайных ситуациях (№ 68 ФЗ) – и производится ужесточение ограничений.
В синюю зону входят регионы, где от 50 до 100 заразившихся на 100 000 населения. Это регионы, окружающие Московскую область, регионы с городами-миллионниками, а также Северная Осетия, Мордовия, Коми, Марий Эл и т. д.
Желтая зона включает регионы, где заразилось 25–50 человек на 100 000 жителей.
В зеленой – остальные регионы, где не более 25 заразившихся на 100 000 жителей.
Внутри каждого региона также должно быть проведено зонирование. Если основным очагом заражения стал региональный центр, то именно он, а не весь регион становится красной (синей) зоной – так удастся дифференцированно вводить ограничительные меры и избавить людей от чрезмерной изоляции.
В зоне каждого цвета устанавливаются свои правила, но должно быть и общее: максимальное ограничение перемещения между регионами. Ограничение не должно распространяться на перевозки необходимых товаров с соблюдением мер по обеззараживанию транспорта.
Во всех случаях акцент делается не на том, чтобы запереть побольше людей в квартирах, а на том, чтобы допустить минимум контактов между инфицированными и здоровыми гражданами. В регионах желтой и зеленой зон режим «сидите дома» следует сохранять только для заболевших, людей из групп риска (старше 65 лет, наличие хронических заболеваний) и тех, кто контактировал с заболевшими. Также в регионах желтой и зеленой зон (конечно, кроме городов, выделенных в красные и синие зоны внутри региона) поэтапно возобновляется работа офисов, предприятий, магазинов, общественного питания – но люди должны будут продолжать держать социальную дистанцию, в торговых точках должны быть в общем доступе обеззараживающие средства, а массовых скоплений быть не должно.
Отказ от большинства ограничений внутри регионов желтой и зеленой зон будет способствовать скорейшему возвращению людей к обычной жизни и восстановлению экономики.
В синей и красной зонах меры ужесточаются. Например, Москву целесообразно разделить на зоны по границам административных округов, а прежде всего изолировать новую Москву (прекратить ее сообщение с центром на метро) и Зеленоград. Можно закрыть и часть последних станций метро за МКАД. Ограничение перемещения людей внутри красной зоны позволит локализовать контакты с зараженными лицами. Государству выгодней платить пособие по безработице гражданам, временно не имеющим возможности продолжения работы в другой части города, чем ликвидировать последствия распространения вируса.
Онлайн-данные о зараженных коронавирусом в отдельных домах Москвы стоит дополнить наклейками на подъезды, где они живут, чтобы медики, курьеры и сами жители внимательней отнеслись к мерам предосторожности, а коммунальные службы тщательней проводили обеззараживание. Предстоит усилить контроль и в местах повышенной опасности заражения: продовольственных магазинах, аптеках, общественном транспорте и службах доставки.
Курьеры – идеальные переносчики коронавируса контактируют со многими людьми, нередко работают без перчаток и защиты глаз, а иногда и без масок, а часто еще и живут по несколько человек в одной квартире. Крайне важно не только ужесточить требования к экипировке курьеров, но и физически разделить курьеров, обслуживающих здоровых, заболевших и людей на карантине. Те, кто ходит по больным, должны регулярно проходить медицинский осмотр.
Оправданно сокращение числа работающих аптек, магазинов и ресторанов, из которых идет доставка на дом, – в первую очередь за счет несетевых заведений, а также ограничение доставки из других административных округов города. В работающих заведениях нужно ужесточить требования к соблюдению социальной дистанции, к обеспечению посетителей масками, одноразовыми перчатками и дезинфекцией, в том числе за счет бюджетных средств. Но тех, кто по долгу службы контактирует с большим количеством людей, – продавцов, полицейских, работников метро, часть курьеров – нужно обеспечить масками из прозрачного пластика на все лицо: входными воротами для вируса служат еще и глаза.
Тех, у кого доказано (анализами или по клинической картине) заражение коронавирусом, нужно изолировать полностью – а для контроля за соблюдением режима изоляции использовать уже работающий в Федеральной службе исполнения наказаний мониторинг людей под домашним арестом. Скажем еще раз: государству гораздо выгоднее платить человеку за его вынужденную изоляцию, чем потом лечить десятки заразившихся от него людей.
Медиков, работающих с больными COVID-19, нужно обеспечить отдельным жильем – в гостиницах или домах отдыха, которые все равно пустуют.
Симптомы COVID-19 схожи с симптомами ОРВИ и аллергии, и сейчас, в сезонный пик этих болезней, в одной больнице с зараженными лицами не должны оказаться пациенты с аллергической бронхиальной астмой и т. п.
Коронавирус – главная тема в России, но сейчас информация в основном пугает людей: растет число больных и умерших. Зонирование России и регионов позволяет прибавить к пугающим сведениям успокаивающие – о жизни в желтой и зеленой зонах, об успехах и обоснованных ограничениях в красной и синей зонах. Это поможет людям после эпидемии поскорей вернуться к нормальной жизни.
Авторы — доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой правовых основ управления МГИМО МИД России, заместитель секретаря Общественной палаты; кандидат экономических наук