Россия идет по цифровому следу
Эпидемия оставит силовикам в наследство контроль за гражданамиРаспространение московской системы цифровых пропусков на другие регионы едва ли поможет борьбе с коронавирусом. Однако передовые полицейские технологии власти смогут оставить себе на будущее.
Минкомсвязи сообщило 22 апреля, что цифровые пропуска вслед за московской агломерацией будут введены в 21 регионе. Первыми станут Костромская, Тульская, Тамбовская, Ярославская, Владимирская, Белгородская и Орловская области. С 27 апреля ведомство планирует начать то же самое в 14 регионах Поволжья, Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа.
Цифровые пропуска начали действовать в Москве и Подмосковье 15 апреля, а через неделю – с 22 апреля – правила ужесточили, введя автоматизированную слежку за автомобилями и штрафы их незарегистрировавшимся владельцам; введен был и контроль за поездками на общественном транспорте. В регионах пока планируется начать с выдачи пропусков через портал «Госуслуги» (для стационарных компьютеров), а также приложение «Госуслуги.Стопкоронавирус» (для смартфонов).
На своем сайте Минкомсвязи утверждает, что систему решено распространять на регионы по заявкам местных властей, что звучит как минимум лукаво. Закручивание гаек в регионах началось, но никуда не делось отставание в развитии сервисов доставки, онлайн-продаж, агрегаторов такси – а это создает дополнительные социальные риски и стихийное массовое нарушение введенных ограничений, говорится в индексе «вирусного суверенитета» в регионах, подготовленном фондом «Петербургская политика». Не похоже, чтобы эта система была нужна властям регионов, у которых и так немало сложностей с введением карантинных ограничений. Заставить жителей Владикавказа, вышедших 20 апреля на улицу против режима самоизоляции, брать на «Госуслугах» электронный пропуск для похода в магазин представляется как минимум нетривиальной для властей задачей.
С эпидемиологической точки зрения распространение на регионы московской практики не выглядит обоснованным. Плотность населения в регионах намного меньше, чем в перенаселенной Москве. Зачем цифровой пропуск в Орле, где на 23 апреля выявлено 69 инфицированных COVID-19? Кроме того, для результативной борьбы с эпидемией критически важны превентивные и быстрые ответные меры. Разворачивание системы цифровых пропусков займет месяц и более, считает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Задача перевести федеральный сервис из госуслуг на местный уровень для регионов не нова, знает эксперт, но не у всех есть на это бюджет и компетенции, очевидно проблемные – кавказские республики.
Если для жителей регионов польза от электронных пропусков не очевидна, то для властей и силовиков – бесспорна. У властей аккумулируется большой массив приватных данных о гражданах – их фактическом проживании, владении автомобилем, траектории передвижения. Здесь открываются абсолютно новые перспективы для оперативной разработки, репрессивного аппарата, говорит юрист «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян. Гарантий, что власти удалят эти данные, нет, а кроме того, они представляют большой интерес для мошенников.
Система делается не только на время эпидемии – она с нами навсегда, уверен IT-эксперт Иван Бегтин. Странно рассчитывать, что, когда эпидемия в активной стадии пройдет, власти систему демонтируют. Проще придумать ей обоснование. Например, человечество сталкивается с эпидемиями регулярно – так давайте будем к этому готовы. Кроме того, у системы есть применение и за пределами эпидемиологии, считает Бегтин. В России действует, например, институциализированая система большого количества ограничений в правоохранительной сфере. Человека могут отправить под домашний арест, взять на поруки, отпустить под залог – почему не использовать систему для слежки за ним? Есть еще вышедшие на свободу особо опасные преступники, больные туберкулезом – власти найдут аргументы, почему передовые полицейские технологии нужно оставить.
В пользу этой версии говорит и то, что руководитель рабочей группы Госсовета по коронавирусу Сергей Собянин предложил внедрить систему по всей России. Зачем? Контроль за гражданами в границах страны для борьбы с коронавирусом довольно бессмысленное дело, а вот для государственной слежки полезное: работающую систему можно использовать выборочно против политически активных граждан или даже тотально, в случае общественных волнений. За действиями полиции и Росгвардии со стороны общества, наоборот, контроля нет – и это чревато злоупотреблениями, особенно в регионах, где будет расти социально-экономическое напряжение.