Что не так с Zoom
Нишевой сервис не обеспечил безопасности под наплывом пользователейЕсть интернет-сервисы и приложения, к которым мир приучается эволюционно: такими были, например, мессенджеры и социальные сети. Но есть и те, которые буквально врываются в жизнь: так, например, было со ставшим знаменитым в одночасье фоторедактором Prisma или игрой Pokemon Go.
Zoom, несомненно, из второй серии. Это едва ли не первый случай, когда сервис гипервостребован не потому, что пользователям хочется новых эмоций, впечатлений и развлечений, а потому, что без него просто нельзя. Из-за эпидемии коронавируса групповое общение стало опцией первой необходимости.
Почему именно Zoom стал самым известным коммуникационным сервисом последних дней – а, скажем, не Microsoft Teams и не Google Hangouts? Внятного ответа на этот вопрос сейчас не может дать никто. Никаких рекламных кампаний не было, никто Zoom особо не продвигал. Скорее всего, кто-то начал пользоваться им по старой памяти: известно, что несколько лет назад по Zoom любили совещаться географически распределенные стартапы – кто-то сидел на конференции в Калифорнии, кто-то в Сингапуре, кто-то в Израиле. Многих из этих стартапов уже давно нет – но Zoom остался в памяти. Вспомнили прежние навыки, организовали новые группы, пригласили новых собеседников – и пошло-поехало. Благо подключаться к Zoom и организовывать видеоконференции не просто легко, а очень легко: простота, по отзывам пользователей, одна из отличительных особенностей Zoom.
Но в последние дни Zoom больше прославился не как сервис для коллективного общения, а как источник утечек самой разной информации, в том числе о конфиденциальных корпоративных переговорах. На прошлой неделе The Washington Post сообщила, что в открытом доступе оказались записи более чем 15 000 конференц-звонков. Позже выяснилось, что Zoom может автоматически добавлять пользователей в контакты друг к другу и, соответственно, сообщать незнакомым людям данные, видеть которые им не обязательно. Были и другие нарекания к сервису, и что вылезет еще – не понятно. По этому поводу, естественно, можно сказать, что чем больше сервис, тем больше к его уязвимостям интерес у пользователей, хакеров и борцов с хакерами. Очевидно, что в конце прошлого года, когда у Zoom было 10 млн пользователей в день, «ловить» что-то наугад в конференциях его пользователей было бессмысленно. Теперь, когда число тех, кто ведет переговоры по Zoom, перевалило за 200 млн, желающих добраться до плохо защищенных переговоров, естественно, прибавилось.
Все происходящее не только следствие детских болезней Zoom. Выход нишевого сервиса на одну из лидерских позиций в своем классе показал: ни IT-отрасль, ни сегмент конференц-связи не были готовы к происходящему. Ситуация беспрецедентна, конечно, оправдывают неготовность участники рынка. Да, в общем и целом. Но именно на рынке систем и решений для удаленных конференций по крайней мере один прецедент уже был. После терактов 11 сентября 2001 г. и спада в индустрии авиаперевозок (в том числе из-за боязни бизнесменов летать) производители систем для видео конференц-связи говорили о большом интересе к их решениям и о том, что рост спроса не за горами. Но тогда бума не случилось: то, что в то время предлагалось для группового общения, было по большей части дорого, громоздко и сложно в эксплуатации. А главное – страх перед полетами быстро закончился.
А что будет с популярностью Zoom, когда закончится пандемия? Если бизнес-процессы в мире вернутся к тому состоянию, в каком были до нее, не исключено, что Zoom постигнет судьба других «сервисов на час» – стремительно набравших популярность, а затем так же быстро утративших ее.