Not Doing Business в России
Отношение россиян к предпринимателям противоречиво, но не так примитивно, как у президентаВ недавнем выпуске спецпроекта ТАСС президент России Владимир Путин заявил, что, на его взгляд, «есть определенные основания» воспринимать бизнесменов как «жуликов», и сослался на то, что и «народ» так думает. Но отношения россиян к отечественным предпринимателям и предпринимательству куда сложнее, чем считает Путин, показал опрос «Левада-центра», проведенный среди 1600 россиян в ноябре 2019 г.
Полезные и умные
Результаты обнаруживают позитивное отношение россиян к предпринимателям, которое постоянно улучшалось все последние годы. Так, в ноябре 2019 г. более 80% опрошенных считали, что деятельность малого и среднего бизнеса идет на пользу стране (деятельность крупного бизнеса – 58%). Это максимальные значения за 16 лет измерений. Лучше всего относятся к бизнесменам молодые люди и обеспеченные граждане. Хуже всего – малообеспеченные, которым, вероятно, трудно представить себя на месте предпринимателей, и они наверняка испытывают к ним неприязнь.
Позитивный образ предпринимателей дополняется представлением о том, что именно в бизнесе работают одни из самых умных, талантливых и способных наших сограждан. Опять же, чаще так говорят люди моложе 25 лет, материально обеспеченные и с опытом ведения бизнеса (или желанием его открыть) респонденты (по 40% в каждой группе). Иначе говоря, для представителей этих слоев населения статус предпринимателя особенно высок. Главным вкладом российского бизнеса в развитие страны респонденты считают создание рабочих мест и уплату налогов в бюджет.
Среди самых уважаемых российских предпринимателей респонденты называют в первую очередь окологосударственных бизнесменов и «олигархов», в том числе сделавших состояние еще в 90-е гг.: Романа Абрамовича, Алишера Усманова, Михаила Прохорова и Михаила Ходорковского. Предприниматели, создавшие свой бизнес с нуля – Сергей Галицкий, Павел Дуров, Олег Тиньков, Евгений Чичваркин, – оказались на вторых ролях. У респондентов, которые хотят открыть собственное дело, пятерка «наиболее уважаемых» бизнесменов выглядит так: Абрамович, Павел Грудинин, Прохоров, Усманов, Дуров.
А вот доверие к предпринимателям, по данным опроса «Левада-центра», проведенного в сентябре 2019 г., несмотря на хорошее к ним отношение, остается довольно низким: малому и среднему бизнесу безусловно доверяет лишь 26% опрошенных, крупному – 16%. Это гораздо ниже уровня доверия россиян армии (63%), президенту (60%) или спецслужбам (48%). На наш взгляд, низкие показатели бизнеса могут быть связаны с широко распространенным в обществе представлением, что предприниматели часто нарушают закон, уклоняясь от налогов, иными словами, не выполняют главную свою функцию.
Хотели, но передумали
В России по-прежнему мало людей с опытом ведения собственного бизнеса: в этом признались только 14% опрошенных, причем из них только 3% занимаются своим бизнесом сейчас, а у 11% этот опыт уже в прошлом. В принципе, хотели бы работать на себя почти половина россиян, но вот открыть свое дело сегодня хотят лишь около четверти опрошенных. Из исследований других опросных центров мы знаем, что желание открыть собственное дело в последние годы снижалось. В 2 раза чаще, чем в среднем по выборке, готовность открыть свое дело демонстрируют молодые респонденты и люди с опытом ведения бизнеса (более половины в каждой группе), более образованные и более обеспеченные мужчины.
Фокус-группы с молодежью и результаты сопоставимых исследований показали, что для россиян открытие своего бизнеса привлекательно не столько возможностью много заработать, сколько возможностью самореализоваться, чувствовать себя независимым от государства, а также переехать в другую страну. Однако ситуация к этому не располагает; характерна следующая фраза, прозвучавшая на одной из фокус-групп: «Мы с женой хотели открыть свое дело, но все посчитали и передумали».
Действительно, почти три четверти респондентов считают, что открыть бизнес в России сложно. Более трети полагают, что условия для бизнеса за последние 10–15 лет ухудшились. Важно, что самые мрачные оценки ситуации тут демонстрируют респонденты с предпринимательским опытом – 60% по группе.
Среди факторов, которые усложняют ведение бизнеса, респонденты называют высокие налоги, коррупцию и необходимость платить взятки, отсутствие стартового капитала и высокие ставки по кредитам. Значительно реже упоминают низкий спрос, зарегулированность экономики, отсутствие должной поддержки государства и плохую экономическую ситуацию. Однако у людей с опытом предпринимательской деятельности несколько иной взгляд: им прежде всего осложняют жизнь высокие налоги, дорогие кредиты и низкий потребительский спрос.
Для успешного ведения бизнеса, по общему убеждению, необходим стартовый капитал, связи в органах власти и наличие поддержки государства, предпринимательский талант и хорошая бизнес-идея. Респонденты с личным предпринимательским опытом заметно больше ценят наличие связей и господдержки. Если их нет, преуспеть на предпринимательской ниве, по их мнению, будет сложно.
Давление в ассортименте
Разные формы неправового давления на бизнес редко упоминают в разговоре о препятствиях для открытия собственного дела. Но о широком распространении в России незаконных «рейдерских» захватов заявила треть респондентов, о необоснованном уголовном преследовании предпринимателей – 40%, неправового давления на бизнес различных проверяющих органов – половина опрошенных. И респонденты с опытом ведения бизнеса говорят о распространенности этих явлений заметно чаще, чем население в целом.
Правда, про конкретные случаи опрошенные знают мало. Лишь 6% респондентов (прежде всего это жители крупнейших городов, самые информированные и осведомленные граждане) смогли назвать конкретные имена бизнесменов или названия компаний, которые подверглись такому давлению. В ответах чаще других упоминались Чичваркин и дело «Евросети», Сергей Петров и группа «Рольф», Ходорковский и дело ЮКОСа. Реже звучали имена Дурова и Грудинина, всего несколько раз упоминались проблемы «Яндекса» и дело Baring Vostok.
Парадокс: несмотря на широко распространенное убеждение, что предприниматели уходят от налогов, около половины опрошенных уверены, что претензии правоохранителей к предпринимателям чаще вызваны корыстными мотивами. Среди людей с предпринимательским опытом таких 58%, среди знающих о случаях давления на бизнес – 69%, среди москвичей – 73%. И менее трети респондентов уверены, что действия силовиков – это только ответ на нарушение закона бизнесменами.
Кривые зеркала
В целом в результатах исследования проступают противоречивые тренды. С одной стороны, большинство ценят работу бизнесменов и их вклад в развитие страны, с другой – не слишком им доверяют. Многие хотели бы работать на себя, но открывать свое дело не спешат. Считают, что предприниматели уклоняются от налогов, но и в действиях силовиков видят преимущественно корыстные мотивы, и т. д. Итого: российское общество в наших данных предстает как общество двойных стандартов и лукавого отношения к основным общественным игрокам. Это общество людей, готовых ради собственной наживы переступать закон (это касается и предпринимателя, и чиновника-проверяющего, и силовика), и такое поведение по большому счету воспринимается как норма.
Опыт вносит коррективы и в представления о слагаемых успеха. Люди с предпринимательским стажем среди главных факторов успешного ведения бизнеса в России называют наличие связей и господдержки, т. е. ключ к успеху в их представлении не талант или хорошая бизнес-идея, а доступ к распределению государственного пирога, хорошие отношения с представителями государства. Это признак искаженной мотивации предпринимателей, которые во главу угла ставят политическую целесообразность и необходимость угодить чиновнику. Но в стране с преобладающей ролью государства в экономике, наверное, вряд ли могло быть иначе.
Из этого очевидно следует, что для поощрения предпринимательской активности в России недостаточно, как для продвижения в рейтинге Doing Business, только снизить проценты по кредитам или облегчить процедуры регистрации собственности и оформления различных разрешений (хотя, конечно, и это важно и нужно). Необходима не просто борьба с коррупцией, но и общее снижение роли чиновников, проверяющих органов и силовиков, установление простых, понятных, устойчивых правил игры. Это известный и не новый рецепт, но пока этого не произойдет, привлечь большее число инициативных граждан в экономику будет сложно.
Авторы – заместитель директора «Левада-центра»; социолог «Левада-центра»; научный сотрудник Центра анализа европейской политики