Почему Владимиру Путину можно все
Свое согласие на обнуление президентских сроков Конституционный суд объяснил просто: таковы «конкретно-исторические условия, риски и вызовы»Одобрение Конституционным судом (КС) поправок в Основной закон, разрешающих Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву снова избираться президентами еще на два срока, развеяло последние иллюзии насчет существования в России независимого правосудия и разделения властей. Решение КС означает, что его судьи предпочли конъюнктурное, буквалистское понимание защите духа Конституции – соблюдению прав и свобод граждан.
16 марта КС обнародовал принятое в ускоренном режиме 52-страничное заключение, где подтвердил соответствие Основному закону всех без исключения поправок в Конституцию и порядка их принятия. Помня, что КС в последние 15 лет предпочитал не ссориться с Кремлем в случае споров по основополагающим вопросам государственного устройства, мало кто надеялся на внезапное проявление судьями принципиальности и свободомыслия. От них скорее ждали изящных обоснований конституционности новелл, особенно внесенной в последний момент «поправки Терешковой», обнулившей сроки Путина и Медведева и позволившей им снова участвовать в выборах главы государства.
Но формулировки заключения КС оказались столь же прямолинейны, как и депутат Валентина Терешкова, предложившая не «крутить и мудрить, городить какие-то искусственные конструкции». В частности, судьи указали, что «вопрос о числе сроков, в течение которых одно лицо может занимать должность президента, может быть решен по-разному», а право народа выдвигать достойных кандидатов не предопределяет жестких ограничений, что можно трактовать и как снятие всех барьеров. В ноябре 1998 г. КС запретил Борису Ельцину выдвигаться на третий срок – но теперь другое дело, считают судьи КС: в прежней редакции Конституции не было прямого указания на возможность обнуления сроков действующего президента, а теперь есть. Если учесть, что Ельцин впервые был избран в 1991 г. по еще советской Конституции РСФСР, противоречие подходов бросается в глаза. Дело в конъюнктуре: судьи объясняют противоположные трактовки «конкретно-историческими факторами принятия соответствующего решения, в том числе степенью угроз для государства и общества, состоянием политической и экономической систем».
Одобрение поправок КС – одно из двух (помимо общенародного голосования) условий для сохранения Путиным президентской власти до 2036 г. Такой исход разбирательства означает, что буква закона для судей оказалась важнее и прав и свобод граждан, и духа первых двух глав Конституции. Но, как писал знаменитый русский юрист Анатолий Кони, «автоматическое применение закона по его буквальному смыслу, причем судья не утруждает себя проникновением в его внутренний смысл, недостойно судьи, хотя во многих практических случаях может оказаться для него не только удобным, но даже и выгодным».
Подтверждение права властей на конъюнктурную правку Конституции окончательно уничтожает репутацию КС как независимой судебной инстанции. Он все больше напоминает адвоката Горошка из «Чиполлино», чья работа – подтверждать законность распоряжений синьора Помидора.