Можно ли защитить кафе от коронавируса
Множество противоэпидемических требований от разных инстанций не оставляют шансов – общепиту, а не вирусуВпервые с понятием «административный восторг» меня познакомил Федор Михайлович Достоевский в «Бесах», когда Степан Трофимович Верховенский, кокетничая с Варварой Петровной Ставрогиной, объяснял ей:
«<...> Поставьте какую-нибудь самую последнюю ничтожность у продажи каких-нибудь дрянных билетов на железную дорогу, и эта ничтожность тотчас же сочтет себя вправе смотреть на вас Юпитером, когда вы пойдете взять билет <...>. «Дай-ка, дескать, я покажу над тобою мою власть...» И это в них до административного восторга доходит...»
К чему я? К беспрецедентным мерам Роспотребнадзора по борьбе с коронавирусом в ресторанах и кафе.
В связи с угрозой завоза и распространения COVID-19 управление Роспотребнадзора по Москве выпустило предписание усилить дезинфицирующий режим на объектах общепита. Документ небольшой, но страшный. Тут надо отметить, что эпидемиологическая ситуация по COVID-19 в России спокойная. По официальным данным, за все время у нас зарегистрировано два случая заражения и оба заболевших благополучно излечились. Тем не менее к рестораторам Роспотребнадзор предъявил жесткие требования. Например, персонал, работающий с посетителями, должен быть обеспечен запасом одноразовых защитных масок и менять их не реже чем раз в три часа; сотрудники должны пользоваться кожными антисептиками. Обеденные залы необходимо дезинфицировать дважды в день – утром и вечером, дверные ручки и кассовые аппараты – каждый час; в помещениях массового скопления людей необходимо установить и использовать ультрафиолетовые бактерицидные облучатели закрытого типа (рециркуляторы). Посуду и столовые приборы необходимо дезинфицировать 90 минут при температуре не ниже 65 градусов. Информацию по выполнению этих требований рестораторам необходимо представлять еженедельно в столичный Роспотребнадзор.
Потом как горох на рестораторов посыпались распоряжения и предписания уже от префектур и управ. И у каждого они свои. Одни требуют ежедневно к обеду присылать фото, как в ресторане моют и обеззараживают поверхности. Другие – приобрести и прислать марку и количество бесконтактных термометров (кто и кому что измерять должен, не указано). Третьи – списки уборочного инвентаря, марки дезинфицирующих средств и антисептиков. Тут, как сказал мой знакомый ресторатор, «каждый креативит по-своему и бумажка бумажке рознь». «Чувствую, завтра будем обслуживать гостей в полной химзащите», – добавил второй мой приятель.
Он, кстати, прикинул, во сколько могут обойтись все требования. Возьмем, для примера, средних размеров ресторан (400 кв. м) с 50 сотрудниками. Маски для персонала, учитывая 12-часовой график работы заведения, обойдутся в 6000 руб. в день. Сейчас цена на них взлетела аж до 30 руб. за штуку – и это еще если ресторатору повезет их купить: в аптеках-то масок нет. Бесконтактные термометры – 3000–6000 руб. штука. Бактерицидные установки и лампы к ним – от 15 000 руб. штука (их нужно 7–8). Дезинфицирующие средства и дозаторы к ним – 1500–2000 руб. штука. А требование дезинфицировать посуду по 90 минут может и разорить. Оно выполнимо лишь при наличии минимум трех комплектов посуды. Обычно у них один. Приличный комплект стоит от 1,5 млн руб. То есть нужно купить еще два. А еще нужно будет купить дополнительные машины для мойки и выделить отдельный зал для хранения этого добра. Список можно продолжать бесконечно, сетуют рестораторы.
А еще перед всеми этими генераторами распоряжений и предписаний нужно отчитываться, отписываться, оправдываться. Они же ходят, контролируют, проверяют, и это в них до административного восторга доходит...
Так что читайте классиков.