Кадровая детоксикация правительства
Кабинет министров Мишустина избавился от наиболее одиозных фигур и помолоделПеремены в правительстве показывают стремление Кремля к более существенному, чем прежде, кадровому обновлению и одновременно – его желание пополнить кабинет министров управленцами, продемонстрировавшими свою эффективность при реализации крупных проектов, и избавиться от давних раздражителей. Такой выбор дает основания надеяться, что новому правительству будет проще стать командой – что не удалось кабинету Дмитрия Медведева.
Число новых назначенцев, в разное время работавших с новым премьером Михаилом Мишустиным, подчеркивает далеко не техническую роль, отведенную новому премьеру при сборке кабинета: его заместители на посту руководителя ФНС, Дмитрий Григоренко и Алексей Оверчук, получили сразу два вице-премьерских кресла. Еще с одним новым вице-премьером, Викторией Абрамченко, Мишустин работал в Роснедвижимости, когда в середине нулевых возглавлял это ведомство.
Серьезно обновлены сразу два блока – финансово-экономический и социальный. Пост первого вице-премьера вместо Антона Силуанова (он остался министром финансов) получил помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов, а на его место в Кремль ушел министр экономического развития Максим Орешкин. Место 37-летнего Орешкина занял 40-летний губернатор Пермского края, а до того руководитель департамента экономической политики Москвы при мэре Сергее Собянине Максим Решетников. Белоусова называют основным автором майского указа президента 2018 г. и идеологом нацпроектов, которые должны разогнать экономику. Их успешная реализация – главная задача нового кабинета: теперь идеолог стал и главным ответственным за реализацию своих идей. Бизнес помнит Белоусова как автора идеи изъятия у металлургов и химиков «сверхдоходов» – правда, она в исходном брутальном виде воплощена не была. Полностью обновился и соцблок, сохранив тем не менее куратора: им останется вице-премьер Татьяна Голикова, одна из всего лишь трех заместителей премьера Дмитрия Медведева, сохранивших должность и в правительстве Мишустина.
По сравнению с перестановками в мае 2018 г. после вступления Владимира Путина в должность президента кадровое обновление 2020 г. выглядит более масштабным: тогда сменились 10 министров и вице-премьеров, теперь – 13, при том что число вице-премьеров и министерств сократилось за счет ликвидации Министерства по делам Северного Кавказа и перераспределения полномочий между вице-премьерами (в частности, Юрий Борисов будет курировать теперь и ТЭК – а это непростая сфера).
Правительство существенно помолодело: если в прежнем его составе было только три человека в возрасте около 40 лет и моложе (Орешкин, министр связи Николай Носков, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев), то теперь их семеро: кроме Патрушева это Григоренко, Решетников, министры образования Валерий Фальков, связи Максут Шадаев, труда Антон Котяков и культуры Ольга Любимова. Средний возраст вице-премьеров снизился по сравнению с ушедшим в отставку кабинетом с 58,2 до 53,9 года, рядовых министров – с 51 до 49 лет. По меньшей мере восемь министров получили высшее образование уже в постсоветские годы, а опыт работы в разных должностях – при Путине, когда важнейшими качествами чиновника стали исполнительность и лояльность (как минимум – подчеркнутая аполитичность). Они должны помнить, как лишались должности даже высокопоставленные и заслуженные чиновники, осмелившиеся высказать свою точку зрения, не совпадавшую с позицией руководства (вспомним хотя бы Алексея Кудрина), и продвигались по карьерной лестнице стерильные технократы. При этом кабмин лишился ряда тяжеловесов, чья политическая карьера началась в конце 1990-х и 2000-е гг., – Дмитрия Козака, Алексея Гордеева, Виталия Мутко, и они пока не получили новых назначений.
Еще одна важная деталь: в новое правительство не вошли сразу несколько министров, вызывавших раздражение у профессионального сообщества или так или иначе причастных к скандалам, – это своеобразный кадровый детокс. Теперь уже бывший вице-премьер Мутко и экс-министр спорта Павел Колобков связаны в общественном мнении с допинговыми обвинениями, поста лишилась активно продвигавшая оптимизацию медицины Вероника Скворцова, не сохранили должностей министры ура-патриоты Ольга Васильева и Владимир Мединский, не стеснявшийся делать броские и резкие заявления, явно выходящие за пределы официального языка бюрократов. Зато в правительство рекрутированы сразу несколько управленцев, реализовавших крупные проекты: Дмитрий Чернышенко успешно провел Олимпиаду, Олег Матыцин – Универсиады, Марат Хуснуллин в московской мэрии курировал реновацию, строительство метро и дорожной инфраструктуры.
Сохранение почти неизменным силового блока (сменился только министр юстиции – им вместо Александра Коновалова стал экс-глава аппарата правительства Константин Чуйченко, это одно из двух, в дополнение к Силуанову, понижений в новом кабинете) означает, что Путин доверяет своим давно проверенным кадрам и уверен в стабильности работы возглавляемых ими ведомств. То же можно сказать и про министра иностранных дел Сергея Лаврова.
Технократическая составляющая нового состава кабинета налицо, что должно отчасти упростить формирование эффективно и слаженно работающей команды – то, чего не хватало кабинету Дмитрия Медведева. От их взаимодействия во многом зависит способность нового правительства показать положительный результат уже в ближайшее время.