Кто поправил Конституцию
Рабочая группа по подготовке поправок в Конституцию оказалась не у дел: Кремль все сделал самРекордная скорость, с которой президент внес предложения по изменению Конституции в Госдуму, – от анонса в послании Федеральному собранию до появления готового законопроекта прошло четыре дня – куда вернее его слов показывает роль и место всех прочих государственных и общественных институтов в таком важнейшем деле, как правка Основного закона. И без того символическая роль, отведенная общественной рабочей группе по подготовке поправок, на деле оказалась практически ничтожной: Кремль все сделал сам.
Рабочая группа была сформирована Владимиром Путиным к вечеру 15 января. О том, что его предложениями дело не ограничится, Путин сам заявил в послании: «Уверен, что свои идеи выскажут общественные объединения, партии, регионы, юридическое сообщество, граждане страны <...> необходимо самое широкое общественное обсуждение».
Но даже рабочая группа, куда Путин отобрал 75 человек (из них юридическое образование есть лишь у 16), успела собраться только два раза и произвести на свет лишь один документ – датированное 18 января короткое письмо президенту. Согласно ему группа «по предварительным итогам деятельности» успела лишь определить «основные направления нашей работы» – в частности, подсчитать, сколько статей потребуют правки, а в остальном указать на необходимость дальнейшей «серьезной проработки» и «выверенного подхода».
Спустя два дня оказалось, что дело сделано и самые серьезные с момента принятия Конституции в 1993 г. поправки уже готовы и что рабочая группа тут ни при чем. Правда, часть группы, как заявил ее сопредседатель депутат Павел Крашенинников, все-таки работала над текстом, а теперь займется подготовкой поправок ко второму чтению законопроекта. У нас много предложений, добавил Крашенинников. Также группе предстоит определить порядок принятия поправок на общероссийском голосовании – процедуре, правовой вес которой непонятен.
На вопрос «Ведомостей», чем обусловлена такая спешка, председатель Госдумы Вячеслав Володин ответил не без возмущения: что же, президентские поправки депутаты «должны откладывать в архив»?
Спасибо за искренность. Поводов сомневаться, что перекройка системы управления страной из суперпрезидентской в суперпутинскую будет сделана быстро и по путинским же лекалам, и так было немного. Вряд ли рабочая группа позволит себе обиду – эти люди привыкли поддерживать любые инициативы президента. Но общество, представителем которого была группа – пусть и квазипредставителем, – едва ли может не чувствовать себя полностью отстраненным от дела изменения Основного закона, по которому живет страна и который объявляет народ единственным источником власти – и править эту статью Конституции не предполагается.