Куда плывет Allseas

В истории компании, чье судно прекратило прокладку труб для «Северного потока – 2», сошлись Швейцария, Голландия, Германия, США и Россия

Надо сказать, что швейцарская компания Allseas, та самая, что напугалась американских санкций и прекратила укладывать на дно Балтийского моря трубы второй очереди газопровода «Северный поток», – швейцарская только по регистрации, а на самом деле голландская. Это акционерное общество, но частное, т. е. на бирже ее акций нет; владелец ее и большая часть топ-менеджмента – голландцы, и занятие основное, а именно сложнейшие технические операции на море, скорее типично голландское – в Швейцарии моря нет.

Да и история Allseas мало связана со Швейцарией.

Один голландец по имени Питер Схелте Херема к началу Второй мировой войны достиг тридцатилетия. Голландию заняли нацисты, но он не расстроился – всем были хорошо известны его антисемитские и антикоммунистические взгляды. В 1942 г. Херема – унтерштурмфюрер (младшее офицерское звание) СС; он занимается интересным делом: с помощью безработных голландцев «колонизирует» Восточную Европу. Там же славяне, они не арийцы, а голландцы – арийцы. Несмотря на это, довольно много голландцев при этой «колонизации» погибло.

Но с Питером Схелте Херема происходит метаморфоза – в 1943 г. он дезертирует из рейхсвера и присоединяется к движению Сопротивления. И когда уже после войны его арестовывают в Швейцарии (вряд ли есть связь с регистрацией Allseas), он проводит в тюрьме не все три назначенных ему года, а только полтора.

И отправляется в Венесуэлу. (Все совпадения с нынешней действительностью случайны.) Там, на озере-лагуне Маракайбо, в 1947 г. бывший нацистский вояка начинает заниматься подводными инженерными работами; регистрирует компанию Heerema & Bomans (кто был этот Боманс, мне установить не удалось), а в 1950 г. переименовывает ее в Constructora Heerema. В 1961 г. бывший нацистский преступник возвращается в Голландию – и венесуэльский бизнес становится голландским, называется Heerema Marine Contractors. Дело быстро растет, и к моменту кончины Питера Схелте в 1981 г. пятерым его сыновьям очень даже есть что делить. Муторный и долгий процесс о наследстве кончился, в частности, тем, что в 1985 г. Эдвард Херема зарегистрировал в Швейцарии компанию Allseas, забрав в нее, видимо, часть отцовских технологий.

Четыре года назад по заказу этой швейцарской компании корейская Daewoo построила самое большое судно в мире – катамаран, который получил имя Pieter Schelte в честь отца Эдварда Херема. Судно направилось было в Роттердам на дооборудование, как вдруг возник скандал: еврейские общины Голландии и Британии выступили резко против увековечения памяти антисемита.

Теперь это судно называется Pioneering Spirit, и именно его Allseas стремительно отозвала с Балтийского моря – в ответ на письмо, которое американские сенаторы Тед Крус и Рон Джонсон написали Эдварду Херема. Письмо заканчивается такими словами: «Настало время для Pioneering Spirit найти себе другие воды, где плавать», – а главное в нем, что сенаторы угрожают компании Allseas экономическими и юридическими карами и крахом, если она вздумает работать на «Северный поток – 2» хотя бы один день после того, как президент Трамп подпишет закон о санкциях против этого российского проекта.

Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков обещал ответные санкции – когда-нибудь, когда это будет соответствовать национальным интересам России. Пока же, кажется, придется смириться с тем, что «Северный поток – 2» становится, так сказать, бизнес-изгоем в Европе. Но в Венесуэлу газопровод, снабжающий европейских потребителей, к сожалению, перенести не удастся.