Как глушить «вражеские голоса» в 2019 году
Распространение статуса иноагентов на физлиц за сотрудничество с иностранными СМИ-иноагентами может оказаться еще одной до поры спящей, но потенциально опасной политической статьей законаЗона токсичности статуса иноагента расширяется за рамки юрлиц: власти хотят упростить себе задачу по назначению иноагентами не только СМИ, но и сотрудничающих с ними граждан, что может стоить им десятков тысяч рублей штрафов. Формулировки поправок и комментарии их авторов не дают однозначного понимания, кто может стать первыми или очевидными его жертвами, похоже, что это еще одна подстраховка законодателей на будущее, когда такие методы давления могут понадобиться.
В среду комитет Госдумы по информполитике одобрил поправки ко второму чтению законопроекта о дополнительном регулировании иностранных СМИ – иноагентов (статус введен в 2017 г., таких СМИ девять, в том числе «Радио Свобода» и «Голос Америки»). Они, в частности, уточняют основания, на которых иноагентом может быть признано физлицо (до сих пор этот статус мог быть присвоен только юрлицу): если человек участвует в создании и/или распространении информации СМИ-иноагента (или созданного им российского юрлица) и получает деньги из иностранных источников или от российских компаний с иностранным финансированием. За нарушение предлагаются серьезные штрафы: для граждан – до 100 000 руб.
Идея так или иначе подвести граждан под ограничения, которые налагает статус иноагента (спецмаркировка, объемная отчетность, ежегодный аудит), не нова – она появилась у группы депутатов и сенаторов еще в 2017 г., но после принятия в первом чтении в январе 2018 г. поправки лежали без движения. Обновить их авторы решили после московских протестов 2019 г., увидев, в частности, в постах в аккаунтах Deutsche Welle в соцсетях якобы призывы участвовать в не согласованных властью митингах.
То, что новые нормы в случае принятия будут применяться избирательно и к тому же по политическим мотивам, следует из пояснений одного из авторов поправок – депутата Леонида Левина: мол, всех журналистов, например, «Радио Свобода» делать иноагентами не станут, но «если человек пишет материалы, связанные с общественно-политической ситуацией, то риски включения в списки иноагентов возможны». Примечательно, что ни в нормах закона о СМИ-иноагентах, ни в поправках об иноагентах-гражданах нет никаких отсылок к политической деятельности или к ее освещению: достаточно только иностранного финансирования, в то время как в законе об НКО-иноагентах присутствовал второй, помимо иностранных денег, квалифицирующий признак – политическая деятельность. Впрочем, трактовки у нее были самые широкие.
Новые поправки должны лишить иностранные «голоса» российских сотрудников, для которых работа на такие СМИ обойдется слишком дорого; другая очевидная цель – ограничить российскую аудиторию в получении информации от таких СМИ-иноагентов, которая сама по себе становится токсичной. Это чем-то похоже на работу глушилок «вражеских голосов» в советские времена, только теперь методы глушения капиталистические: бить будут деньгами. Претендующий на свободу должен быть бедным, а еще лучше – в долгах: такими государству проще управлять.