Кому нужны отрицательные ставки по вкладам
Финансист Михаил Сухов о пользе идеи ЦБ для банков и их клиентовС легкой руки Центробанка началась дискуссия о введении отрицательных ставок по вкладам и депозитам. Регулятор прав в том, что тема актуальна.
Платность депозита – норма российских законов, отражающая реалии финансовой системы 1990-х гг., когда отрицательные ставки не применялись. Кроме того, механизмы защиты кредиторов банков были сформированы немного излишне, что оправдывалось отсутствием страхования вкладов.
Сейчас ситуация в корне изменилась. Отрицательные ставки закрепились как экономическая реалия в Европе. Не думаю, что в России для рублевых отрицательных ставок есть экономические условия, но тем не менее спрос на такой инструмент объективен.
Отрицательные ставки по евро не приведут к бегству из него. Они вполне могут быть востребованы для целей диверсификации валютных рисков всеми – и гражданами, и бизнесом. Некоторые инвесторы, склонные к диверсификации сбережений, не склонны гадать на кофейной гуще, вырастет или упадет курс доллара к евро. Сейчас они хранят евро под 0,01% годовых – многие оставят их в банках и под минус 0,1% или даже минус 0,5%. Средства в евро, возможно, захотят иметь граждане, когда в очередной раз удивятся курсу, по которому российский банк списывает их деньги с рублевой карточки при расходах в отпуске в Европе. Сам видел в этом году, как банк удерживал при конвертации до 2% – при том что за депозит в валюте я заплатил бы десятые доли процента годовых.
Евро как валюту расчетов используют предприятия, например те, которые во внешнеэкономической деятельности хотят уйти от специфических рисков долларовых расчетов.
В любом случае отсутствие в России отрицательных ставок снижает конкурентные возможности российских банков по сравнению с иностранными, где многие владельцы евро имеют или могут иметь счета. С этой точки зрения, предложенная мера не сможет спровоцировать возврат средств в российские банки, но сможет сократить их отток.
Без отрицательных ставок банковское обслуживание в евро постепенно деградирует, что в конечном итоге сделает его только дороже для клиентов. Депозиты не предлагаются уже сейчас, применяемая банками сегодня уплата даже 0,01% по счетам, близким по режиму к текущим, становится окончательно нерентабельной, и банки найдут способ окончательно отучить клиентов иметь остатки в евро. Вкладчики положат деньги в сейфы, предприятия будут платить больше за операции в евро, которые для некоторых клиентов несут меньший операционный риск.
Ожидаемая реакция банков на введение отрицательных ставок комфортна. Вместо практики отказа приема депозитов в евро или запретительных тарифов банки предложат клиентам рыночные отрицательные ставки, которыми те смогут воспользоваться по своему усмотрению. Поэтому отрицательные ставки, как это ни парадоксально, не приведут к перетоку валюты в рубли, да и ставить такую задачу перед этим инструментом не стоит.
Если идея отрицательных ставок будет одобрена и участники законодательного процесса решат вносить поправки в законы и снять ограничения на возможности депозитных продуктов, то тема запрета отрицательных ставок не единственная. Заодно можно сделать еще несколько полезных изменений.
С моей точки зрения, для рынка не менее, а даже более важны не отрицательные, а плавающие ставки. Для депозитов населения дефицит такой возможности очевиден, он позволит банкам создавать новые продукты, более защищенные с точки зрения процентного риска, прежде всего в рублях. Законодательная практика в этой области противоречива, и те, кто предлагает такие продукты (например, у Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) есть розничные депозиты со ставкой, привязанной к ключевой ставке Центробанка. – «Ведомости»), делают это на свой страх и риск.
Кроме того, пора дать возможность банкам привлекать средства населения на безотзывные депозиты (сейчас Гражданский кодекс позволяет людям забрать деньги в любой момент).
В этом случае законодатель не только поможет бизнесу банков с богатыми российскими гражданами и внешнеторговыми предприятиями, которые заинтересованы в отрицательных процентных ставках в евро, но и создаст условия для более эффективных депозитных продуктов. Прежде всего – для привлечения вкладов в рублях.
Автор — профессор Банковского института Высшей школы экономики