Что надо знать об автоматическом обмене финансовой информацией
Эксперт по международному бизнесу Сергей Нестеренко о том, что будет знать Россия о российских банковских счетах за рубежом и что об этом должны знать их владельцыВ октябре-ноябре этого года Россия получит данные о российских счетах за рубежом из 92 стран, сообщил на Московском финансовом форуме Дмитрий Вольвач, начальник управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС. В этом году список этих стран пополнила Швейцария, одобрив в августе этого года обмен финансовой информацией с Россией на основе августовского доклада Федерального департамента финансов (ФНС подтвердила обмен данными со Швейцарией). Швейцария отправит в этом году своим зарубежным партнерам информацию более чем о 2 млн счетов нерезидентов с общей суммой активов около $3 трлн. Долю россиян среди них можно оценить как минимум в 5–10%. То есть речь может идти о многих десятках тысяч счетов россиян с общей суммой активов на них в несколько сотен миллиардов долларов. Если учесть, что изначально, в 2015 г., о контролируемых иностранных компаниях (КИК) заявило всего 2200 человек, а в двух прошедших этапах амнистии участвовало около 19 000 человек, легко понять, что значительное количество, если не большинство швейцарских счетов в России не задекларировано. Соответственно, когда ФНС установит их владельцев, те из них, кто не сменил налоговое резидентство, вынуждены будут заплатить с этих миллиардов налоги и штрафы за несколько лет. Корпоративные счета в Швейцарии в основном накопительные, т. е. пассивные, и в соответствии с правилами КИК даже нераспределенная прибыль компании в этом случае становится доходом физлица – ее владельца и облагается по ставке 13%, плюс штраф 20% и пени за неуплату. По личным счетам возможны также штрафы по валютному законодательству – до 100% от суммы поступлений. При этом позиция ФНС такова, что незаконными считаются все поступления на счет за рубежом, если он не задекларирован в России.
Всего, как отмечается в публикации на сайте российской налоговой службы, в этом году в число партнеров России по автоматическому обмену добавятся такие важные страны, как Австрия, Панама, Латвия, популярные у россиян Британские Виргинские острова (BVI), Гибралтар, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Сингапур, Чехия, Эстония. Однако присутствие страны в списке не означает обязательного участия в ближайшем автоматическом обмене. Так, Великобритания, хоть и находится до сих пор в списке, в прошлом году отказалась без объяснения причин обмениваться финансовой информацией с Россией. Россия, в свою очередь, также отказалась участвовать в обмене и с Великобританией, и с ее коронными территориями – островами Мэн, Гернси и Джерси. В 2020 г. информацией за текущий год собираются обменяться с Россией Арабские Эмираты, заявил о присоединении к автообмену в следующем году Казахстан. В 2018 г. ФНС получила данные за 2017 г. из 58 стран.
Часть стран, например Кипр, в прошлом году не успели подготовиться как следует и передали только часть информации и не из всех банков. С другой стороны, есть еще такие нежно любимые россиянами юрисдикции, как Черногория и Таиланд, которые к автообмену вообще пока не присоединились.
Что важно знать о сроках и процедуре обмена? Информация о счетах нерезидентов передается банками в свои центральные уполномоченные органы в апреле – мае и ждет там до 1 августа отправки по разным странам. Мало кто знает, но законодатели ЕС отвели эти два месяца на то, чтобы клиенты могли запросить свой банк, передал ли он информацию о счете и если да, то какую. До конца июля можно внести коррекции или даже оспорить или отменить сам факт передачи информации, если банк в чем-то ошибся или если в этом году изменилась ваша налоговая резидентность или статус счета. Дело в том, что, хотя банки и подают информацию о состоянии счета на конец прошлого года, многие отражают статус бенефициара на момент подачи. Серьезное основание для отмены отправки информации о бенефициаре в его страну – угроза ее ненадлежащего использования, необоснованного уголовного преследования, нарушения основополагающих процессуальных принципов или гарантий прав собственности.
Полезно знать, информацию о каких счетах и куда отправляют банки. По счетам нерезидентов это номер счета, данные об остатке на 31 декабря прошлого года и о сумме поступлений за год. По личным счетам сообщается имя клиента, его ИНН, дата рождения и адрес проживания. По корпоративным передаются данные только по компании, а по пассивным счетам – еще и по бенефициару (владельцу).
Информация о счетах активных компаний отправляется по месту их налоговой резидентности, а по пассивным – еще и в страну резидентности бенефициаров. При этом резидентность офшорных компаний, не имеющих нигде существенного присутствия, или сабстанса, банки могут определять по месту управления компанией или ведения бизнеса. Банки Лихтенштейна буквально в прошлом месяце пошли еще дальше. Для сохранения счета активных компаний, не имеющих сабстанса, они начали менять статус компаний на пассивный – с ожидаемым последующим сообщением о бенефициарах в Россию.
Что касается налоговой резидентности самих бенефициаров, то многим приходит на ум простое и естественное решение – переезд в другую страну и смена «налоговой прописки». Но здесь многие забывают, что в России достаточно дружественное и даже, я бы сказал, льготное налогообложение. Российский НДФЛ всего в 13% вызывает жгучую зависть многих моих партнеров по бизнесу из Франции, Испании и других стран. Так что смена российской резидентности на условную европейскую может сильно ударить по бюджету за счет существенного, в разы, роста налоговой нагрузки. Можно, конечно, стать налоговым туристом, но тут тоже есть свои подводные камни: в банках, при купле-продаже активов и во многих других ситуациях вам зададут вопрос: «А где же вы все-таки резидент?»
Об автоматическом обмене существует множество заблуждений и мифов, которые могут дорого обойтись россиянам.
Миф первый: В Швейцарии исторически сложились особые отношения банков с клиентами, банки не захотят их потерять и про важных для них клиентов никуда сообщать не будут, найдут, как это оформить. К сожалению, это не так. В Швейцарии в большей степени, чем во многих других странах, банки строго соблюдают закон и инструкции регуляторов.
Миф второй: BVI присоединились к автообмену, и теперь обо всех компаниях узнают в России. Нет, не узнают. Автообмен – это обмен информацией между банками. Если счет компании не в банке на BVI, автообмен с этой юрисдикцией вам пока ничем не грозит.
Миф третий: Россияне, проживающие в другой стране, скажем в Испании, более 183 дней в году, не являются налоговыми резидентами России, и им не о чем беспокоиться. Совсем не так. Информация в этом случае может уйти в Испанию, а налоги там в несколько раз выше российских.
Миф четвертый: Обладатели ВНЖ и ИНН в странах, не участвующих в автообмене, могут не беспокоиться. Не совсем так. Инструкции рекомендуют банкам сообщать информацию о бенефициаре во все страны его возможной резидентности. Так что если у вас российский паспорт, банк может сообщить о вас и в Россию тоже.
Миф пятый: Владельцам активных компаний не о чем беспокоиться. Тоже не совсем так. Разделение компаний на активные и пассивные требует от банка определенных усилий и затрат, и какие-то банки могут просто не разбираться, а отправить данные везде и обо всех.
Миф шестой: Владельцам задекларированных в России личных счетов за рубежом не о чем беспокоиться. Тоже не так. Необходимо беспокоиться о соответствии операций по счету российскому валютному законодательству. Иначе, как недавно сообщалось в СМИ в связи со счетом российского гражданина в Армении, можно получить штраф в $2 млн.
Прозрачность и сложность международного бизнеса и банковских операций растет с каждым годом. Это не только и даже не столько автообмен, но и создаваемые повсеместно реестры бенефициаров, требования к существенному присутствию в большинстве юрисдикций, да и просто развитие технологий в части возможностей сбора и анализа больших объемов информации (big data). Поэтому уже в перспективе 3-5 лет спрятать зарубежные активы так, чтобы о них никто не узнал, будет весьма затруднительно. Для оценки возможных рисков и выстраивания стратегии международного бизнеса в новых условиях я рекомендовал бы обратиться к специалистам.
Автор — старший советник, директор по развитию бизнеса Hill Consulting