Формула Путина для Зеленского
Согласование «формулы Штайнмайера» – важный, но не последний компромисс в процессе урегулирования конфликта в ДонбассеСогласование «формулы Штайнмайера» контактной группой по Донбассу и достижение договоренности по прекращению огня – первый реальный шаг к переговорам в четырехстороннем «нормандском формате» за несколько лет и первое достижение на этом направлении президента Украины Владимира Зеленского. Однако немедленно обозначившиеся дополнительные условия проведения выборов могут затянуть практическую реализацию даже этой части урегулирования.
Во вторник участники трехсторонней контактной группы (представители Украины, непризнанных ДНР, ЛНР, России и ОБСЕ как посредников) согласовали в Минске устраивающую все стороны формулировку «формулы Штайнмайера», предусматривающей урегулирование конфликта в Донбассе на основе признания Киевом особого статуса Донбасса и проведения там полноценных выборов под контролем европейских наблюдателей. Это политический результат, который может запустить переговоры о восстановлении территориальной целостности Украины на приемлемых для самопровозглашенных республик условиях.
Факт согласования формулировки отражает прогресс в переговорах по Донбассу при новом президенте Украины, но не означает быстрого урегулирования, полагает гендиректор РСМД Андрей Кортунов. «Формула Штайнмайера» закрепила точку зрения Москвы на последовательность действий: сначала – выборы и подтверждение Киевом особого статуса территорий, а затем – передача госграницы в Донбассе под контроль Украины. Украинские власти считают иначе: сначала контроль над границей, а потом выборы.
В этой ситуации решающую роль будут играть детали реализации «формулы Штайнмайера». Зеленский уже заявил, что не согласится на «выборы под дулом пулеметов», что может затруднить скорое проведение выборов, а лидеры непризнанных республик выразили сомнения в способности Украины выполнить соглашения. Решающую роль может сыграть готовность сторон понимать пределы компромисса, на который готовы пойти другие участники процесса.
Для Зеленского выполнение договоренностей в нынешнем виде – это очевидный риск внутриполитического кризиса (бывший президент Петр Порошенко уже назвал «формулу Штайнмайера» формулой Путина), но ему важно показать готовность продвигаться по пути урегулирования: опросы показывают, что украинское общество считает это важнейшей его задачей. Для России важно, насколько масштабным будет ослабление «донбасских» санкций, принятых против российских компаний и политиков в 2014–2015 гг., отмечает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Наконец, отдельный разговор – закон об особом статусе Донбасса. Если удастся принять закон, не вызывающий возражений участников переговоров, это серьезно продвинет урегулирование, пишет на сайте carnegie.ru Сергей Уткин из ИМЭМО РАН. Впрочем, даже если переговоры будут продвигаться медленно, а их успех будет неочевиден, конфликт снова может перейти в хроническую стадию.