Слияние как вызов
Завершившие слияние «Красное и белое» с «Дикси» и «Бристолем» стали новым достойным соперником лидерам российской продовольственной розницыВ последние несколько лет в российской рознице сложился, можно сказать, статус-кво: два лидера, которые по масштабам бизнеса далеко впереди ближайших конкурентов и которые заняты в основном соперничеством друг с другом, и второй эшелон, который старается не столько догнать лидеров, сколько хотя бы не растерять имеющиеся позиции.
Теперь у лидеров, владельца «Пятерочек» X5 Retail Group и сети «Магнит», наконец появился достойный соперник: «Дикси», сети алкомаркетов «Бристоль» и «Красное и белое» закончили слияние. В новой компании чуть более 51% принадлежит владельцам «Дикси» и «Бристоля» – структурам Игоря Кесаева, Сергея Кациева и их партнеров, остальное – у основателя «Красного и белого» Сергея Студенникова и его жены Елены Соболевой. Объединенная компания станет третьим по обороту розничным ритейлером в России.
Новому игроку, конечно, далеко по выручке до X5 или «Магнита». За январь – июнь 2019 г. у X5 выручка составила 839,7 млрд руб., у «Магнита» – 643 млрд руб., а суммарный оборот «Дикси», «Красного и белого» и «Бристоля» – около 374,8 млрд руб., по данным Infoline. Да, отрыв велик, но у бывшего № 3 в ритейле – сети «Лента» – полугодовая выручка не дотягивает и до 200 млрд руб. А 3%-ные темпы роста продаж «Ленты» не сравнятся ни с темпами у двух лидеров (10–15%), ни с показателями у объединенной сети алкомаркетов и «Дикси» (20,5%, по данным Infoline).
Другие ближайшие конкуренты пока тоже не обещают бурного роста. Еще недавно входивший в тройку лидеров на российском рынке французский «Ашан» переживает непростые времена: покупатели перестали считать, что трата времени на поход в эти гипермаркеты компенсируется выгодными ценами. Не помогает пока и обновление московских гипермаркетов, затеянное чуть больше года назад. Оборот «Ашана» за январь – июнь 2019 г. сократился, по оценке Infoline, почти на 12%.
Следующий крупный игрок в российской торговле – немецкая сеть оптовых центров Metro, которая ориентируется не столько на розничных клиентов, сколько на закупщиков для общепита, небольших магазинов, гостиниц и другой бизнес. Она также пока занята попытками остановить отток клиентов и сокращение продаж. Сеть гипермаркетов «О’кей» уже несколько лет также переживает затяжной кризис с оттоком клиентов, а ее новый, малый формат дискаунтеров «Да!» слишком мал, чтобы исправить положение.
На этом фоне растущий более чем на 20% объединенный бизнес «Дикси» и алкомаркетов выглядит серьезным соперником. Драйвер роста группы – «Красное и белое», выручка которого растет более чем на 30% по итогам первого полугодия 2019 г., по данным Infoline. За этот год сеть компании уже выросла примерно на 800 точек, рассказывал на прошлой неделе на встрече с журналистами Студенников. На конец сентября в России работало почти 8500 этих алкомаркетов. В офисе компании в башне «Меркурий тауэр» в деловом центре «Москва-сити» висит грифельная доска, где каждый день меняются цифры общего числа магазинов этой изначально челябинской сети.
Но через 2–3 года потенциал роста просто за счет открытия новых точек по всей стране будет исчерпан, полагает Студенников. Лидеры – и Х5, и «Магнит» – уже постепенно замедляют рост сети и ищут новые источники: в магазинах новых форматов (оптовых центрах, складах, алкомаркетах), новых технологиях и электронной коммерции. Их соперник не спешит заявлять, что строит модную «экосистему» или «омниканальный ритейл». «Моя позиция наблюдательная – надо посмотреть, а потом сделать лучше», – говорит Студенников. Можно быть пионером, инвестировать в новые направления с непредсказуемой отдачей таких инвестиций. «А можно посидеть, подождать и прийти на уже готовый рынок, как мы это сделали в 2006 г., – продолжает предприниматель. – Мы посмотрели, где можно сделать чуть лучше, где и какие углы можно срезать и какие ниши можно занять». Сработает ли эта тактика, покажет время. Но именно она помогла «Красному и белому» уже один раз завоевать рынок с крупнейшей в стране сетью магазинов алкогольной продукции.