Кто такой депутат Александр Соловьев
История избрания никому не известного человека депутатом Мосгордумы кажется комическим прецедентом, но в действительности к невидимкам во власти нам не привыкатьМногие победители российских выборов разных уровней на поверку оказываются политическими химерами и чисто виртуальными созданиями, но, кажется, никогда еще этот факт не подтверждался так наглядно, как в Москве: депутатом городской думы стал человек, которого в буквальном смысле слова никто не знает. В этом абсурдном сюжете можно разглядеть черты большого реалистического полотна российской политической жизни, а это уже не так смешно.
Александр Сергеевич Соловьев, кандидат от «Справедливой России», выиграл выборы в 3-м округе на северо-западе Москвы, получив больше 13 500 голосов, – он на 800 голосов обошел кандидата власти, самовыдвиженку Сабину Цветкову. На предвыборной странице Цветковой в разделе «Предвыборная программа» пусто – но программы нет и у Александра Сергеевича. Он не вел кампании, не встречался с избирателями, его агитация не захламляла почтовые ящики. Что и неудивительно: Александр Сергеевич Соловьев играл на этих выборах роль спойлера, должен был отбирать голоса у тезки, Александра Юрьевича Соловьева из «Открытой России». Но тот не был зарегистрирован, как и многие другие оппозиционеры, – из-за надуманных претензий к подписям.
Скандал вышел громкий, и Соловьева-спойлера забыли отозвать с выборов. Шутки ради за него как за главного конкурента кандидата власти призвали голосовать Алексей Навальный, Михаил Ходорковский и сам Александр Юрьевич Соловьев, отбывающий административный арест за участие в митинге 31 августа. И Александр Сергеевич Соловьев выиграл: протестное голосование сделало спойлера депутатом Мосгордумы.
Теперь избранного депутата ищут и не могут найти ни избирком, ни партийцы, ни журналисты. Единственный, кто его видел, как пишут «Открытые медиа», – председатель избиркома, принявший у Соловьева документы. Человека нет – а мандат депутата у него есть. Народным избранником стал даже не черт лысый, как в прошлом году, а вообще человек-невидимка.
Эта удивительная история не так уж сюрреалистична. Многие ли избиратели помнят фамилию депутата, реального, не виртуального, избранного на прошлых выборах по их округу? Была ли у него программа, встречался ли он с избирателями? А тогда есть ли для избирателя разница между таким депутатом, который как бы есть, но его как бы и нет, – и человеком, которого, не исключено, просто нет? Есть ли разница для партий, согласующих списки своих представителей со связными в исполнительной власти, а не со своими сторонниками? Есть ли разница для избиркомов, регистрирующих таких же «правильных» кандидатов-невидимок десятками без лишнего любопытства? Нет, нет и нет.
Пустое место – не такая редкость среди реальных народных избранников, и это уже не смешно.