Хабаровск между протестными выборами
Хабаровский журналист Алексей Капер – о том, как регион, проголосовавший в 2018 году за губернатора от ЛДПР, готовился к новым сложным для «Единой России» выборам8 сентября 2019 г. в Хабаровском крае состоятся выборы в законодательную думу края, городские думы Хабаровска и Комсомольска, выборы мэра Комсомольска и довыборы в Госдуму по Комсомольскому округу. Для «Единой России» кампания в крае станет самой тяжелой в стране, об этом заявлял даже генеральный секретарь партии Андрей Турчак, который за год минимум три раза приезжал в регион, порой инкогнито. Такое внимание партийцев к Хабаровскому краю не случайно: «Единая Россия» не может прийти в себя после проигрыша на прошлогодних выборах губернатора, все попытки единороссов по перенастройке системы провалились, а губернатор Хабаровского края – бывший депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Фургал успешно оседлал волну протеста.
Не наказали
Почти год назад протестное голосование в Хабаровском крае обрушило гегемонию партии власти, оставив за бортом единоросса Вячеслава Шпорта. Губернатором по итогам двух туров протестного голосования стал спойлер – депутат Госдумы от ЛДПР Фургал, причем во втором туре 24 сентября 2019 г. он получил более 69% голосов избирателей при очень высокой для региона явке – 47,5%. Его победу население восприняло и, как показал прошедший год, продолжает воспринимать как победу народа над «Единой Россией».
Депутат Госдумы от партии системной оппозиции, Фургал был встроен в политический российский истеблишмент и на момент избрания губернатором был сильным лоббистом. Так, в интересах компании супруги Фургала вводились ограничения на вывоз металлолома из дальневосточных портов. Постановление еще до избрания Фургала губернатором подписал премьер Дмитрий Медведев.
Новый губернатор подошел к смене элит достаточно мягко. Основной костяк его команды составили члены правительства экс-губернатора Шпорта. Часть новых членов правительства пришли на работу из краевого парламента – причем как беспартийные, так единороссы. Идея коалиционного правительства из представителей системных российских партий, предложенная Фургалом, провалилась: партийные структуры оказались не готовы к таким предложениям. Многие годы сначала губернатор Виктор Ишаев, затем губернатор Шпорт выжигали любую партийную конкуренцию. Это неминуемо привело к деградации партийных структур. Системные партии были не способны вести борьбу на местном уровне, а на региональном их представительство сводилось к двум-трем депутатам в закдуме.
После провала кандидата власти на выборах губернатора жители края опасались, что Москва может так или иначе регион за строптивость наказать. Первым таким наказанием выглядело лишение Хабаровска статуса столицы Дальневосточного федерального округа, но позже стало очевидно, что это не наказание Хабаровска, а лишь предвыборная помощь врио губернатора Приморья Олегу Кожемяко. Опасения оказались напрасными: после избрания Фургала федеральный центр не только не наказал регион финансово и не сократил средства на нацпроекты, но и не отказал в просьбах об оздоровлении Амурского и Хабаровского судостроительных заводов, Минздрав согласовал решение о строительстве федерального центра ядерной медицины в Хабаровске.
«Единая Россия» в оппозиции
После победы Фургала «Единая Россия» перешла в регионе в статус оппозиционной партии. В сети даже гуляли байки, что видные единороссы собирались в ресторане и договаривались о финансировании антифургальской кампании. В какой-то момент такая кампания поддерживалась и на федеральном уровне через телевидение и газеты, но высокий рейтинг Фургала свел на нет поддержку кампании из центра. Остались только местные инициаторы борьбы: партийцы и близкие к ним медийщики.
Основным центром противостояния губернатору стал краевой парламент, где из 36 депутатов 30 представляли «Единую Россию». На амбразуру был брошен спикер закдумы, член генсовета «Единой России» Сергей Луговской. Уже после губернаторских выборов, в феврале 2019 г., Луговского, на удивление, переизбрали секретарем реготделения партии. Луговской стал проводником всех непопулярных законов, принимаемых думой после избрания Фургала. В частности, единороссы провели закон, который обязывал Фургала согласовывать первых зампредов правительства с парламентариями. Также меньше чем за полгода до выборов был изменен порядок избрания закдумы – число одномандатников увеличилось с 18 до 24, а избираемых по партспискам – уменьшено с 18 до 12. Сделано это было в угоду самим единороссам, поскольку их рейтинг падал на протяжении всего времени правления Фургала и достиг минимума по стране – 21%, по данным ФОМа за март – апрель (данные закрытых опросов публиковал РБК).
Токсичность Луговского росла. Он прославился на весь регион произнесенной на закрытом партсобрании фразой «прилипнет не к нам»: так он объяснял, что партия может сделать много полезного для жителей края, но в таком случае все лавры достанутся Фургалу. В итоге Луговской снялся с праймериз «Единой России» на выборах в закдуму края в день самих праймериз, 26 мая 2019 г., а также сложил полномочия секретаря реготделения. Но в партии Луговского не списали и отправили на выборы в закдуму как самовыдвиженца, снабдив его спойлерами от «Коммунистов России» и «Родины». С помощью спойлера округ Луговского зачистили и от кандидата КПРФ, а меньше чем за две недели до голосования и кандидат от «Единой России» снялся с выборов в пользу Луговского. Луговской, кстати, на этих выборах сменил и округ: раньше он всегда избирался от Советско-Гаванского района края, а теперь идет по одному из округов в самом Хабаровске. Дело в том, что город формально остается во власти «Единой России»: в 2018 г. в Хабаровске выбирали и мэра – им стал ставленник не менявшегося 18 лет мэра Александра Соколова единоросс Сергей Кравчук.
Кравчук тоже подключился к противостоянию с Фургалом, но конкурировать с новым губернатором оказалось тяжело. Стиль Фургала можно обозначить как жесткое публичное управление: он не стесняется разносить чиновников на совещаниях и делает это, как правило, в присутствии СМИ, и такие видео с совещаний губернатора набирают по миллиону просмотров. Это делает Фургала еще популярнее, в то время как Кравчук воспринимается просто как продолжатель традиций застоя последних лет. Не добавляют популярности мэру и постоянные скандалы: то авиаперелет в Мадрид за бюджетный счет, то организация зарядки с мэром неспортивного вида за 400 000 руб. Фургал же, напротив, режет расходы бюджета на себя и на чиновников, запрещает подчиненным летать бизнес-классом, продает правительственную яхту.
Критиковать и использовать
Проблемы «Единой России» на нынешних выборах в регионе связаны сразу с несколькими факторами: общим недовольством партией в стране, ее неспособностью меняться – любой лозунг партийцев остается на бумаге, – невероятной популярностью губернатора у населения, притом что партия за последний год сама создала себе реноме его оппонента.
В попытках что-то изменить «Единая Россия» в Хабаровском крае опробовала, кажется, все, пытаясь сочетать оппонирование Фургалу с попытками использовать его популярность себе на пользу. С сентября по февраль партию перезагружали (правда, сохранив практически весь прежний президиум), потом видные единороссы во главе с новым главой реготделения партии, ректором Тихоокеанского госуниверситета Сергеем Иванченко создали «Время перемен» – надпартийную структуру, поддерживающую Фургала. Изначально Фургал поддержал декларацию движения о консолидации сил, но после того, как члены движения стали использовать лозунги о поддержке губернатора на партийных праймериз, губернатор открестился от них. О новой структуре, впрочем, быстро забыли – видимо, после социологических замеров. В итоге «Единая Россия» идет на выборы с лозунгом «Главное – люди». Но скамейка запасных – тем более избираемых кандидатов – невелика. Например, для довыборов в Госдуму по Комсомольскому округу стряхнули пыль с шансонетки из 90-х Вики Цыгановой и теперь всячески пытаются использовать популярного в крае губернатора для ее раскрутки: например, устраивают «случайные» встречи с Фургалом на футболе для поста Цыгановой в Instagram. В эфирах федеральных каналов в прайм-тайм выпускают передачи про творческий путь Цыгановой с упором на ее хабаровские корни (она родилась и выросла в Хабаровске, но уже 30 лет не живет здесь). В СМИ активно пишут о встречах Цыгановой с федеральными министрами – строительства и ЖКХ Владимиром Якушевым и транспорта Евгением Дитрихом.
При этом и попытки заработать очки на критике губернатора не прекращаются. Депутат Госдумы от «Единой России» Борис Гладких был первым, кто приехал к голодающим у краевого правительства сиротам: они требовали немедленного выделения квартир, очередь росла десятки лет при губернаторе Шпорте. В итоге Фургалу удалось погасить конфликт, Гладких одернуло федеральное руководство «Единой России» – он мгновенно прекратил критиковать губернатора в СМИ и пропал из информпространства. Кандидат в депутаты в Госдуму от КПРФ шоумен Николай Платошкин критикует Фургала за отказ от коалиционного правительства и называл губернатора предателем и миллиардером. Но такая критика не идет на пользу самим критикам, разбиваясь о высокую поддержку Фургала у жителей края. Тот же Платошкин, которого с воодушевлением встретили в регионе, из-за критики губернатора растерял поддержку в сети.
Быть не таким, как предшественник
А что же сам губернатор? Фургал действует ровно наоборот – не так, как его предшественник. Шпорт никогда не выходил к пикетчикам, а Фургал принимает у себя всех: от дольщиков и обманутых вкладчиков до руководителя штаба Навального в Хабаровске. Шпорт общался с населением через сайт правительства, а Фургал стал суперзвездой Instagram со 160 000 подписчиков. Был бы он таким, если бы был избран как кандидат от власти? Однозначно сложно ответить, но скорее всего – нет. Новый губернатор и его команда прекрасно осознают, что с них спрос тройной: цена ошибки для губернатора-оппозиционера, хоть и системного, в разы больше, чем для губернатора-единоросса. И это главное приобретение для жителей края: системный политик, находящийся между молотом (пристальным вниманием федерального центра) и наковальней (высоким уровнем поддержки населения в крае). На мой взгляд, архитекторам современной политической системы стоит иметь в виду такой способ закаливания губернаторов по всей стране. Ведь это и есть идеальное воплощение принципа win-win: и запрос населения на перемены удовлетворен, и общая стабильность политической системы сохранена.
Автор — главный редактор информационного агентства Хабаров.today, Хабаровск