Разгоны на паузе
Одна обошедшаяся без задержаний несогласованная акция оппозиции не означает отказа власти от разгона новых митинговБлагополучное завершение не согласованной властями акции оппозиции против политических репрессий в субботу в Москве подтверждает мирный характер собственно шествий и митингов. В отсутствие ставки на брутальный разгон и массированное и чрезмерное применение силы полицейскими и росгвардейцами такие акции не приводят ни к массовому нарушению закона, ни к проблемам для городского хозяйства. После мирного шествия по московским бульварам 31 августа власти в будущем будет труднее найти устраивающие обывателей объяснения сурового подавления протестов.
Действия властей и силовиков можно, наверное, назвать образцово-показательным с точки зрения соблюдения 31-й статьи Конституции, гарантирующей гражданам России право на мирные манифестации. Люди прошли по маршруту, который мэрия отказалась согласовать под предлогом возможных помех движению в городе, однако по итогам акции сообщений о проблемах для движения не было. Полиция и Росгвардия, вопреки слухам о подготовке очередного свирепого разгона не согласованной властями манифестации, не только не мешали, а в чем-то даже содействовали движению участников «прогулки по бульварам» (полиция насчитала 750 человек, независимые счетчики – около 10 000), требуя только освободить проезжую часть и не призывая разойтись, как обычно.
На Пушкинской площади, конечном пункте шествия, силовики также действовали лояльно: они лишь периодически предупреждали о несогласованности акции и возможных задержаниях. Около 16 часов могло показаться, что избежать задержаний не получится: росгвардейцы и полицейские оцепили площадь, но вскоре оцепление сняли. Не возникло проблем ни у тех, кто скандировал лозунги, ни у тех, кто пришел на акцию с плакатами, – раньше таких митингующих моментально задерживали. Участники акции, развернувшие у подножья памятника Пушкину большой баннер с призывом соблюдать 31-ю статью Конституции, ушли домой сами, а не уехали в ОВД в автозаках. В итоге ни во время шествия, ни после, на Пушкинской площади, не был задержан ни один человек – разительный контраст с тысячными задержаниями 27 июля и 3 августа.
От такого исхода акции выиграли все – и власти, и митингующие, но остается только догадываться, почему было решено отказаться от силового сценария. В итоге любой наблюдатель мог убедиться, что правопорядку угрожают не мирные шествия горожан, а их свирепый разгон и непропорциональное применение насилия. Теперь власти оказываются перед дилеммой – и дальше не реагировать на мирные «прогулки» по центру города (но это будет означать негласно признание собственных ошибок в конце июля – начале августа) или придумывать малоправдоподобные объяснения избиения митингующих и случайных прохожих. Однако было бы наивным рассчитывать после акции 31 августа, что власть в принципе отказалась от силового варианта: не ясно, почему дело кончилось миром сейчас, не очевидно, по каким причинам может вернуться прежняя брутальность.