Между 1999 и 2019

Проблемы, о которых Владимир Путин писал в статье двадцатилетней давности, не решены и сейчас

20 лет назад – 9 августа 1999 г. – Владимир Путин был назначен врио премьера, а президент России Борис Ельцин назвал его своим преемником. 20 лет – это слишком большая часть новейшей истории России, чтобы ее итоги можно было свести к одному только перечню побед и поражений страны и ее граждан. За это время выросло целое поколение: появившиеся на свет при врио президента Путине дети уже могли голосовать за или против кандидата в президенты Путина в марте 2018 г. 20 лет – это очень много для страны и очень много для одного человека.

Когда Путин сменил Ельцина, он тоже был президентом надежд на лучшее будущее – безопасное, спокойное, сытое, перспективное. Для многих – не только избранных – они сбылись, и 2008 год, финал второго путинского президентского срока, мог стать эффектной точкой в истории небезупречного, но в целом успешного – тем более на фоне многих предыдущих лет – правления. Но вместо точки вышла запятая, финал оказался открытым. Новый президент новых надежд оказался местоблюстителем, 24 сентября 2011 г. наступила политическая зима. Возвращение Путина в президенты открыло сезон политических и экономических кризисов, преодоление которых дорого обходится стране. До финала четвертого срока еще далеко, но из 2019 г. шансы закончить его на такой же высокой ноте, как в 2008 г., не всем кажутся реалистичными.

Государство могущественно, коррупция непобедима. Амбиции на подъеме, экономика в анабиозе. Оптимизм правительства неисчерпаем, но обществу он не передается. Бизнес не оставляет надежды заниматься делом, но дела все чаще уголовные. Главное слово в главном законе – «подряд». Терроризм замочен в сортире, как и гражданские свободы. Люди с холодными головами сидят в высоких креслах, люди со светлыми головами пакуют чемоданы. За периметром границы много врагов, а внутри него – бедных.

30 декабря 1999 г., за день до объявления Ельциным о своей отставке, Путин опубликовал программную статью «Россия на рубеже тысячелетий». «Нашей страны нет сегодня в числе государств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и социального развития современного мира <...> Крайне низка производительность труда <...> Не торопятся в Россию зарубежные инвесторы <...> Идет неуклонное снижение реальных доходов населения <...> Восстановить докризисный уровень жизни населения не удается <...> Чрезмерный упор на развитие сырьевого сектора», – диагностировал будущий президент состояние пациента. Во многом это наследие долгого советского периода, власти, которая «не сделала страну процветающей, общество – динамично развивающимся, человека – свободным». Сегодня странно думать, что и этим словам тоже почти 20 лет, настолько они напоминают сегодняшние. Помимо перечня не решенных до сих пор проблем там есть звучащие и теперь вполне здраво идеи, до сих пор не утратившие смысла цели – но многое за эти годы так и осталось словами, а 20 лет уже прошло.

Максим Стулов / Ведомости