Новая тема для протеста
Силовой сценарий расширяет тему и базу протеста за счет возмущения жестокостью подавления недовольства и ее бессмысленностьюСтавка властей на жесткий силовой ответ требованиям провести в Москве честные выборы расширяет митинговую повестку темой возмущения произволом и всевластием полиции и – шире – силовиков вообще, увеличивая и потенциальную базу акций протеста.
Жестко разогнав 27 июля несогласованный митинг за свободные выборы в столице, власти хотели не допустить расширения протеста. Главное управление СКР завело надуманное уголовное дело о массовых беспорядках, многих независимых кандидатов в депутаты, так и не допущенных к выборам, арестовали, чтобы они не могли возглавить новые акции. Обращаясь неделю назад к горожанам, градоначальник Сергей Собянин похвалил полицию, дав понять, что и гражданская власть солидаризируется с силовиками и ответ на все политические вопросы общий: дубинки, автозаки, КоАП и УК.
Запугивание, очевидно, не сильно помогло властям. На несогласованную акцию 3 августа, рассредоточенную по Бульварному кольцу, вышло, возможно, меньше, но не на порядок меньше людей, чем 27 июля, – даже в полицейских протоколах фигурировала в обоих случаях численность в 10 000 человек. Не принципиально разнится и число задержанных – 1373 и 1001 соответственно, сообщило «ОВД-инфо». Акция 3 августа была при этом почти немой: если раньше митингующие скандировали «Допускай!», то на этот раз протестующие разве что иногда хлопали – за это их, впрочем, тоже задерживали.
Никакой реальной угрозы власти в обоих случаях эти люди очевидно не представляли – оттого так странно прозвучали слова Собянина о якобы призывах «штурмовать мэрию». Неадекватно жестокий разгон акций вне зависимости от того, как они проходят, призван лишь раз за разом подтверждать принципиальную ставку на силовой сценарий и верность ему при любом развитии событий. Отсюда и внешне бессистемные задержания, и дежурная жестокость при задержании, и нарушения прав задержанных в ОВД (отказы в допуске адвокатов, вызове врача, угрозы раздеть, «отрубить пальцы», изъятия телефонов и проч.).
Конфликт, похоже, снова перерастает в хронический – и это плохой сценарий. Ощущение дежавю буквальное: 4 августа федеральный телеканал «Россия 1» повторил запись выступления Собянина от 30 июля, сделанную для московского ТВЦ в ответ на акцию 27 июля. Если полиция на Пушкинской и Трубной безостановочно крутила запись «Уважаемые граждане, вы мешаете проходу других граждан, просьба разойтись», то в теленовостях повторили слова градоначальника, что «многие участники беспорядков вообще не имели никакого отношения к Москве».
Однако жестокость добавляет и кое-что новое к конфликту, который мог бы оставаться локальной московской темой. Всесилие и всевластие силовиков, беззащитность граждан перед произволом правоприменителей – тема, которая потенциально куда шире недопуска оппозиции на столичные выборы, а значит, ставка на силу, призванная ограничить распространение недовольства, может обернуться его разрастанием и за пределами Москвы.