Почему о радиационных выбросах в России мы узнаем с Запада
Ученые 32 стран подтвердили, что рутений-106 пришел в Европу с УралаГруппа ученых из 32 стран подтвердила версию, что шлейф радиоактивного рутения-106, накрывший страны Европы осенью 2017 г., появился в результате техногенной утечки на заводе «Маяк» на Урале. Это подкрепляет сомнения в качестве мониторинга российских атомщиков за утечками и полноте и прозрачности их данных о радиоактивной безопасности.
Первыми о плывущем со стороны России облаке рутения-106 в октябре 2017 г. сообщили немецкие и французские лаборатории, уточнившие: уровень радиоактивного заражения безопасен для здоровья человека. Исследователи предполагали, что источником мог стать выброс на предприятии в России или Казахстане в конце сентября, но «Росатом» отверг эту версию, а государственная межведомственная комиссия его поддержала.
Но откуда-то же рутений-106 взялся? Отрицать выброс невозможно: в природе изотоп не встречается. Основные силы в России бросили, чтобы опровергнуть причастность «Росатома» и подтвердить: никакой опасности не было и нет. Источник, раз опасности нет, искать не обязательно, рассуждал глава Росгидромета Максим Яковенко: «Пусть его ищут те, кому это интересно» (цитата по РБК).
Западным ученым было интересно. 26 июля в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences вышла статья за подписью более 60 авторов, в которой они подтвердили: источник радиации был скорее всего в Челябинской области, где находится завод «Маяк», версия выброса изотопа при взрыве спутника в верхних слоях атмосферы, выдвигавшаяся Россией, несостоятельна. По версии исследователей, выброс произошел из-за аварии между 25 и 26 сентября во время производства радиоактивного изотопа церий-144, предназначенного для экспериментов в Италии.
История необычна не утечкой, а тем, что источник официально найти не удалось, говорит координатор антиядерной программы «Гринпис Россия» Рашид Алимов. Росгидромет в отчете от 28 декабря 2017 г. опроверг «Росатом», сообщив, что скорее всего рутений-106 попал в атмосферу из наземного источника на территории Южного или Среднего Урала. Но дальше дело не пошло. Более того, история с выбросом рутения-106 показала: у «Росатома» есть «существенные недостатки» системы мониторинга радиационной обстановки, «не позволяющей надежно установить» источник поступления радионуклидов, сообщал Росгидромет. Выходит, если произойдет какая-то авария на атомном объекте, то ее могут не сразу заметить. После выброса рутения-106 прошло почти два года, но ничего конкретного для повышения качества мониторинга на «Маяке» не сделано, замечает Алимов. Другой напрашивающийся вывод: если атомная отрасль даже в маленьких инцидентах непрозрачна, то она может скрывать что-то более серьезное.