Основатели финансовых пирамид умело используют жажду легкой наживы
Забывшие или не знающие об МММ несут деньги в новые «Рога и копыта»История создания и краха компании МММ и ей подобных демонстрирует искушенность строителей пирамид, их умение завлекать различными способами легкого обогащения чрезмерно доверчивых и финансово малограмотных людей.
25 лет назад, 29 июля 1994 г., основатель компании МММ Сергей Мавроди объявил о снижении цены ее акций в 127 раз. МММ стала символом пирамиды и изощренного обмана вкладчиков, хотя была не первым и далеко не единственным примером подобного рода. Аферы с привлечением средств доверчивых людей под обещание быстрого и легкого обогащения возникли в конце ХIX в. Достаточно вспомнить историю французского Общества строительства Панамского канала, она завершилась крахом в январе 1889 г., утратой денег 700 000 вкладчиков и оглушительным политическим скандалом 1892 г., стоившим поста двум министрам, и внеочередными парламентскими выборами.
Пирамиды постсоветской России – особое дело, в них ухищрения основателей и агрессивная реклама наложились на долгие годы скудной жизни при социализме и ухудшение жизни большинства населения, которое ненавидело нуворишей и одновременно мечтало о богатстве и красивой жизни или хотя бы ее отдельных атрибутах. Покупатели акций и билетов МММ надеялись, что операции с неведомыми им бумагами принесут им безбедную жизнь, а понимавшие опасность аферы надеялись успеть забрать деньги.
МММ удалось привлечь средства около 10 млн вкладчиков и стать самой знаменитой постсоветской пирамидой. Резкое падение стоимости ее акций и билетов означало крах для этих миллионов людей, вложивших последнее. После объявления о снижении стоимости акций и сообщения об изъятии правоохранительными органами у компании 50 млрд руб. неуплаченных налогов у главного офиса МММ на Варшавском шоссе выстроилась многокилометровая очередь.
Урок не сразу пошел впрок. Параллельно с МММ и после ее краха люди несли деньги во «Властилину», псевдобанк «Чара» и ныряли в мутный «Хопер-инвест». Основатели бумажных пирамид оказались неплохими психологами, полагает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах: одних вкладчиков привлекала возможность сделать деньги из воздуха, других – дешево купить автомобиль, третьих – уверения, что их деньги вкладывают в нефть и золото и др. Картину дополняла неготовность государства работать с незнакомыми явлениями экономики.
Потом-то государство реагировало – укреплениями полномочий служб, следивших за финансовыми рынками, что ограничило размах афер, но не предотвратило появления и успеха новых аферистов, особенно в период экономических неурядиц и в отдельных регионах. Теперь наследники Остапа Бендера собирают средства доверчивых граждан, обещая доход от вложений в биткойны и микрофинансовые организации, говорит замдекана экономического факультета МГУ Сергей Трухачев.
Люди, не читавшие про «Панаму», не помнящие МММ, понесли деньги в «Кэшбери».