Статистическая продукция высокого передела
Экономист Дмитрий Плеханов о путях повышения качества статистикиНе утихающая дискуссия вокруг деятельности Росстата чаще всего фокусируется на качестве статистических данных – как официальные оценки соотносятся с реальностью, каким образом считается тот или иной показатель, какие особенности и проблемы есть при сборе первичных данных. Но качество работы статистических органов в целом может быть повышено не только за счет улучшения методики расчета показателей или расширения перечня и объема собираемых первичных данных. Росстат сегодня в своей деятельности не учитывает современные тенденции развития официальной статистики – активизацию исследовательской деятельности и разнообразие аналитических форм подачи статистической информации. Я полагаю, что положительных изменений в работе российской статистики можно добиться также за счет использования новых подходов на основе лучших мировых практик. Но это подразумевает выход за рамки традиционной модели, которую условно и примерно можно описать как «сбор данных – оценка – публикация».
Не только данные
Сейчас деятельность органов официальной статистики во многих странах не ограничивается только сбором данных и совершенствованием методологии расчета показателей. Все больше статистических служб переходят к активному анализу собираемых данных. Результаты такого анализа используются при подготовке статистических отчетов и публикаций, которые теперь содержат не просто набор таблиц с количественными показателями, а развернутое описание представленных данных (наблюдаемых тенденций, изменений в структуре показателей и т. д.).
Характерный пример такого подхода – регулярные публикации сотрудников Бюро статистики труда США в серии «Что скрывается за цифрами» (Beyond the numbers), которые рассказывают о тенденциях и взаимосвязях между показателями. Такая работа представляет ценность не только для пользователей статистических данных, но и для самих органов официальной статистики, поскольку заставляет их сопоставлять различные показатели между собой и более критично оценивать их релевантность. Однако в России, напротив, сохраняется уклон в сторону предоставления только количественных данных, в то время как комментариям и анализу этих данных уделяется мало внимания.
Исследуйте сами
Еще одно важное направление деятельности современных органов официальной статистики сейчас – это проведение собственных исследований. Чаще всего результаты таких исследований публикуются в открытом доступе в виде серии рабочих материалов, примеры можно встретить на сайтах уже упомянутого мной Бюро статистики труда США, Национального института статистики Италии, Национальной статистической службы Великобритании. Во Франции само название статистического ведомства – Национальный институт статистики и экономических исследований – прямо указывает на его активную вовлеченность в исследовательскую деятельность.
Кроме того, в структуре органов государственной статистики могут также формироваться специальные подразделения, ответственные за предоставление доступа к данным для исследователей, организацию исследовательских программ, привлечение экспертов для проведения совместных исследований и организацию стажировок. Например, в Канаде в системе официальной статистики функционирует специальный центр по развитию данных и экономическим исследованиям (The Canadian Centre for Data Development and Economic Research, CDER), а в Великобритании в структуре Национальной статистической службы имеется специальная должность главного экономиста, который отвечает не только за экономическую интерпретацию статистических данных и связи с казначейством и Банком Англии, но также призван оценивать, насколько выпускаемая службой экономическая статистика адекватна реальности. В системе национальной статистики Японии действует специальный институт, которые помимо проведения исследований также занимается статистическим образованием государственных служащих.
Расскажите нам
С помощью собственных исследований и комментариев к публикуемым данным статистические службы создают дополнительную ценность своей работы для пользователей. Такой подход особенно привлекателен для той части аудитории, которая не занимается анализом статистики на систематической основе. Но, к сожалению, подход Росстата к публикации своих данных сейчас прямо противоположный. Большинство показателей все еще публикуется в самом общем виде и без каких-либо подробных комментариев или пояснений. Да, Росстат периодически реагирует на критику и даже публикует на своем сайте ответы на запросы СМИ и граждан. Но такая реакция – это реакция постфактум. Гораздо важнее, на мой взгляд, проактивная позиция, когда статистическое ведомство само пытается донести общественно важную информацию до широкой аудитории.
Сейчас обсуждение различных статистических показателей в СМИ и интернет-пространстве происходит фактически без всякого участия представителей стороны, которая, собственно, и отвечает за сбор и обработку данных. Росстат мог бы активизировать свое участие в общественной дискуссии, проводя, скажем, регулярные пресс-конференции, приуроченные, например, ко времени публикации свежих данных по основным экономическим показателям. В этом мы могли бы брать пример, как ни удивительно, с Китая, который традиционно упрекают в излишней закрытости информации. Государственное статистическое управление КНР в середине каждого месяца проводит пресс-конференцию, на которой представители статслужбы отвечают на вопросы журналистов (об откровенности таких ответов, наверное, можно спорить, но тем не менее).
Все эти примеры показывают, что собственно статистические данные больше не единственный продукт деятельности официальной статистики, по крайней мере в ведущих мировых экономиках. Не менее важно сейчас, в современном информационном обществе, уметь показать наиболее важную информацию и объяснить, что она означает. Такой подход к задачам официальной статистики хорошо описывает девиз статведомства Франции: «Измерять для понимания». Разумеется, Росстату нет необходимости немедленно брать на вооружение все эти идеи и практики их коллег из других стран, но задуматься о движении в этом направлении, я полагаю, стоит.
Автор – ведущий специалист Института комплексных стратегических исследований