Ястребиная почта сенатора Клишаса
Законопроект сенатора перлюстрирует почту и деанонимизирует отправителяВ Госдуму 23 июля внесен новый репрессивный законопроект об интернете, обязывающий российские почтовые сервисы идентифицировать пользователя и перлюстрировать его почту на предмет запрещенных тем. В Кремле явно намерены усилить контроль над интернетом в преддверии так называемого транзита власти.
Авторами законопроекта выступили четыре члена Совета Федерации во главе с председателем комитета по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом, известным по законам о наказании за «фейковые новости», за оскорбление власти и вступающему 1 ноября в силу закону о «суверенном интернете».
Клишас предлагает: пользоваться российской электронной почтой на территории России смогут лишь те, кто идентифицирован по номеру телефона российскими почтовыми сервисами и организаторами обмена почтовыми сообщениями в интернете – юрлицами или гражданами России (сюда подпадает и корпоративная почта). Законопроект также обязывает почтовые сервисы по требованию федеральных властей прекращать передачу сообщений с информацией, распространение которой в России запрещено или которая распространяется с нарушением требований законодательства.
Законопроект нарушает международные принципы в области интернет-права, уверен адвокат «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян, в частности, ООН рекомендует государствам обеспечивать анонимность пользователям интернета и надежность шифрования интернет-соединений. Вместо этого российский законодатель пытается деанонимизировать всех пользователей российских почтовых ящиков в России и по сути узаконить перлюстрацию: чтобы понять, нет ли в частном письме каких-то запретов, нужно получить к нему доступ, что нарушает конституционное право на тайну переписки.
В пояснительной записке авторы сообщают, что закон нужен, чтобы бороться с ложными угрозами совершения террористических актов, которые в 2019 г. массово поступают на электронную почту в госструктуры и социальные объекты. Но анонимные угрозы получают власти во многих странах, большинство как-то справляется с ними, обходясь оперативно-розыскной работой. В России этот инструментарий усилен законом Яровой, так что принятие новых мер не представляется обоснованным, рассуждает Дарбинян.
Крайне маловероятно, что Клишас, будучи абсолютно системным человеком, выступал с собственными идеями – за новым законопроектом, вероятно, стоят силовики и администрация президента, рассуждает политолог Евгений Минченко. В их основе, считает он, опасения, связанные с проблемой так называемого транзита власти. На ощущения осажденной крепости накладываются страхи, что ситуация в России будет раскачиваться, поэтому надо такую вероятность минимизировать, заимствуя китайский и казахский опыт. Это логика секьюритизации всего, в которой безопасность стоит во главе угла, считает Минченко, поэтому за ценой власти не постоят. Тем более что платить не им – авторы законопроекта подчеркивают, что его реализация не потребует дополнительных расходов бюджетов властей каких-либо уровней.