Льготы на хайпе

Плох тот мегапроект, под который не просят господдержки

Масштабные идеи и глобальные проекты, которыми вдохновлено руководство страны, не могут дешево этой стране обойтись. Энтузиазм первого лица по вопросу развития Арктики неизбежно оборачивается просьбами помочь государственными деньгами на реализацию этих идей и проектов. Чем больше энтузиазма, тем больше шансов на получение поддержки – и плох тот бизнесмен, кто не пробует этим воспользоваться.

Арктика, возможно, неочевидный magnum opus Владимира Путина, огромное, к тому же внутреннее пространство для воплощения амбициозных планов. Освоение и развитие этой территории – задача, масштабами сопоставимая с советскими глобальными проектами: не случайно, говоря, например, о развитии Севморпути, президент отталкивается от советских показателей. Советский рекорд грузоперевозок, напомнил Путин на V арктическом форуме в апреле 2019 г., был поставлен в 1987 г. – тогда по Севморпути было проведено 6,5 млн т грузов, сейчас – уже 20. Еще каких-то 10–15 лет назад эта цифра казалась недостижимой, сейчас Путин ставит задачу нарастить к 2025 г. – фактически к окончанию его четвертого президентского срока – грузоперевозки до 80 млн т.

Можно ли устоять, если этот показатель предлагают не только выполнить, но даже перевыполнить? Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин предложил президенту план загрузки Севморпути на 100 млн т нефти к 2030 г., правда, с помощью бюджетных денег. Загрузить Севморпуть поможет создание арктического кластера из четырех нефтяных месторождений – для этого нефтяникам понадобятся крупные налоговые льготы (то ли для новых месторождений компаний, участвующих в проекте, то ли и для действующих тоже – ясности в вопросе пока нет) плюс построенная за счет государства инфраструктура – нефтепровод, морской порт, аэропорты, ЛЭП и проч. Создание кластера на условиях беспрецедентных налоговых льгот (2,6 трлн руб., по оценке KPMG) позволит решить и другую важную задачу – сохранение доли России на мировом рынке нефти, и третью – стимулирование иностранных инвестиций, и это наверняка не все. Капзатраты впечатляют не меньше – оценочно 8,5 трлн руб., но адекватна ли сумма, сказать сложно, ведь альтернативных оценок и предложений нет.

С другой стороны, кто знает, сколько стоит мечта и уместен ли торг с мечтой? Это может позволить себе – по должности – разве что Минфин: ведь бесплатных льгот не бывает, а разнообразные льготы сократят доходы бюджета, и в перспективе это означает в том числе возможный рост налогов. Заплатить за светлое арктическое будущее придется уже в настоящем: впрочем, это общее свойство больших государственных мечтаний и хайпов.