Почему московскую оппозицию надо регистрировать
Политолог Александр Кынев о приближающейся развилке для власти и ее оппонентов на выборах в МосгордумуЗавершается кампания по сбору подписей на выборах депутатов Мосгордумы: 5 июля – последний день, когда кандидаты могут собирать подписи, 6 июля – последний день, когда они могут отнести подписные листы в избирком. Впереди развилка. Кандидаты должны решить, будут они сдавать документы или нет, невзирая на все страхи и риски возможных претензий к качеству документов. Власть – будет ли она регистрировать оппонентов или же отсекать их от кампании под каким-либо предлогом, рискуя создать условия для новой политической дестабилизации в столице.
В 2014 г., накануне предыдущих выборов в Мосгордуму, тоже шла психологическая война с оппозиционными кандидатами, со слухами про неизбежность уголовных дел при малейших претензиях к качеству подписей, про внедренных «токсичных» сборщиков, якобы сдавших в штабы заведомо некачественные подписи. В результате многие оппозиционные кандидаты тогда дали слабину и просто не стали рисковать и сдавать подписи.
Не так грубо, как в 2014 г., но пытались запугивать кандидатов и сейчас. Все те же истории про фейковых и «токсичных» сборщиков подписей имеют единственную цель – заранее запугать, заставить добровольно выйти из борьбы.
При этом нужно понимать: регистрация кандидатов в депутаты по подписям в рамках действующего драконовского закона – это всегда политическое решение. Чудовищно завышено само число необходимых подписей (норма про 3% от числа избирателей округа, введенная в 2014 г., – это абсолютный рекорд в электоральной истории страны, где обычно был нужен 1%, а после протестов зимы 2011–2012 гг. до мая 2014 г. вообще 0,5%), а требования их проверки таковы, что намного легче забраковать настоящую подпись, чем качественно подделанную по имеющимся у власти базам данным. При этом еще и сам сбор подписей приходится на сезон летних отпусков, когда многих избирателей просто нет в городе.
Регистрация по подписям – случай нечастый даже на федеральных выборах. Например, на выборах депутатов Госдумы 2016 г. уведомили о своем выдвижении в округах 300 самовыдвиженцев и 48 кандидатов от партий, не имеющих льготы. То есть 348 человек должны были собирать подписи для регистрации. Из них было зарегистрировано только 23 самовыдвиженца. Четверо выбыли еще до дня голосования, таким образом, в день выборов в бюллетенях на всю страну было всего 19 самовыдвиженцев, зарегистрированных по подписям (всего кандидатами по 225 одномандатным округам в 2016 г. было зарегистрировано 2092 человека, из них до голосования дошли 2030). И только пять кандидатов из этих 19 получили больше голосов, чем подписей, которые они сдали в избиркомы.
Другой хрестоматийный пример – выборы депутатов Костромской облдумы 2015 г. Они примечательны рекордным числом списков, которые были зарегистрированы по подписям – 10, но из них только два смогли на выборах набрать голосов больше, чем якобы собрали подписей. Это говорит о том, что регистрация по подписям не имеет почти никакого отношения к реальной поддержке кандидатов и партий, это лишь способ отсекать от выборов неугодных.
Однако общественная ситуация сейчас совсем другая, чем в 2014 и 2016 гг. Начавшийся в 2018 г. протестный подъем не прекращается и несет риски того, что любой символический повод или действие, воспринимаемые гражданами как несправедливость, может привести к новым акциям протеста. И власть уже сталкивается с этим – маховик политизации кампании запущен, и любые ее неудачные или непродуманные действия, будь то разгоны митингов, дело Ивана Голунова или закрытие популярного у московских студентов городского пространства – «Ямы» на Хохловской площади, лишь усиливают политизацию и повышают риски того, что люди даже если и не выйдут на улицу, то с высокой долей вероятности придут на выборы и назло проголосуют за любого кандидата, кроме того, кого им навязывают власти. Можно вспомнить, как равнодушно было общество к фальсификациям на выборах Мосгордумы в 2009 г. и как бурно оно реагировало на них всего лишь два года спустя, в 2011 г.
При таких общественных настроениях отказы в регистрации оппонентов – это крайне высокие публичные риски для власти. И чем грубее и бесцеремоннее будут отказы, тем выше риски. Очевидно, что даже при наличии обоснованных претензий к документам, которые оппозиционные кандидаты принесут в избирком, общество на фоне всех скандалов в самых разных сферах просто не поверит в справедливость и обоснованность отказов в регистрации – тем более когда сбор подписей за самих кандидатов от власти (а большинство провластных кандидатов в депутаты Мосгордумы тоже идут на выборы как самовыдвиженцы) во многих округах был публично незаметен и мало кто верит, что провластные кандидаты действительно собрали подписи, а не получили «нарисованные». Власти проще и удобнее запугать оппозиционных кандидатов, чтобы они сошли с гонки добровольно, а потом через СМИ заявлять, что оппозиция сама виновата в провале кампании. Когда подписи уже сданы, власти деваться некуда – теперь вся публичная ответственность уже на ней самой, и ей придется или регистрировать оппозицию, или фактически признавать, что она, власть, не готова к честным выборам и не желает допускать реально независимых кандидатов.
Если власть всерьез анализирует ситуацию и существующие риски, то, на мой взгляд, проще и безопаснее будет зарегистрировать всех, кто принесет документы, и затем пытаться всеми силами лишить кампанию динамики, засушить ее. Риски избрания оппозиционеров в реальности надуманны: даже если кто-то из них сумеет избраться, это не сильно изменит общий расклад голосов в Мосгордуме (всего будут избраны 45 депутатов), но позволит, с одной стороны, сделать ее работу более качественной, а с другой – создать возможность легального выпуска пара протестного недовольства.
Единственный, я считаю, шанс в такой ситуации для оппозиции – контратака. Все, кто собрал подписи, даже сомневаясь в их качестве, должны нести их в избирательные комиссии. В нынешней ситуации это единственная для оппозиции беспроигрышная стратегия. В случае отказа терять будет нечего – наоборот, это скорее создает для оппозиционеров дополнительные имиджевые возможности. В случае регистрации или победы есть шанс развить оппозиционную историю успеха помимо муниципальных выборов 2017 г., что крайне важно для развития и дальнейшего структурирования реальной оппозиции как легальной политической силы.
Автор — доцент департамента политической науки факультета социальных наук Высшей школы экономики