Когда рукопожатие важнее разговора
Путин и Трамп встретятся на G20 показать, что диалог между ними возможенНа саммите «двадцатки» в Осаке 28 июня запланирована четвертая встреча президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа. Их задача – показать, что контакт у президентов есть, но не более того.
Первый раз президенты Путин и Трамп встретились во время саммита «двадцатки» в Гамбурге летом 2017 г. Вопросов тогда накопилось много, после встречи они объявили, что достигли договоренностей о Сирии, Украине и кибербезопасности. Потом был саммит АТЭС во Вьетнаме и полноформатные переговоры в Хельсинки в июле 2018 г., на которых президенты, по словам Трампа, сделали первый шаг к лучшему будущему. Со следующими шагами возникли сложности: сначала сорвалась полноценная встреча в Париже, затем саммит с делегациями в Буэнос-Айресе в конце ноября 2018 г.
Нынешняя встреча рабочая, во время саммита; президенты Путин и Трамп обсудят вопросы региональной стабильности, в том числе ситуацию в Венесуэле, Сирии и Иране, сообщил помощник президента Юрий Ушаков. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, основной темой станет Сирия: о ней между Россией, США и Израилем достигнуты какие-то договоренности (объявят о них, очевидно, Путин и Трамп).
О Сирии договоренность прежняя: выработать дорожную карту вывода иностранных войск с ее территории, полагает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Но если США и Израиль имеют в виду иранцев и их агентов влияния, то Россия хочет выхода из Сирии американцев. Отдельный вопрос – что будет в Сирии, когда американцы уйдут, говорит гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Противостояние США и Ирана дошло до реального кризиса и от России мало что зависит, замечает Фролов, и Москве надо понять, чего американцы хотят и как разрядить обстановку.
Президенты обсуждали Сирию на всех личных встречах, но поднимались и другие актуальные проблемы. Сейчас в повестке нет Северной Кореи, Украины, Афганистана, договора СНВ-3 – вопросов, по которым очень сложно договориться, тем более вдвоем (а по некоторым из них страны зашли в тупик). Сирия же – одна из немногих глобальных проблем, сильно зависимых от России и США, диалог о которой страны наладили, полагает Кортунов.
Сам факт встречи президентов важнее, чем темы их разговора. Основной эффект от нее – политико-психологический, считает Кортунов: важно показать, что президенты встретились, что-то обсудили, приняли решения, что они в контакте. Президенту Трампу важно, чтобы эти решения в Америке не были восприняты как очередное поражение или уступка. Поэтому темы для переговоров отбирались относительно нейтральные, чтобы Трампа потом дома не заклевали, заключает Кортунов.
Инициатива встречи исходила от американцев, России было бы глупо от нее отказываться, уверен Фролов. Но больших ожиданий не должно быть, считает эксперт, Трамп начал избирательную кампанию к президентским выборам 2020 г., трудно рассчитывать на большую сделку.