Как СКР исправляет «прямую линию» Путина
Активная работа силовиков по жалобам для президентского телеэфира не гарантирует жалобщикам успеха в разрешении проблемРешение в прямом эфире и ручном режиме разнообразных проблем граждан – важный политический элемент президентской прямой линии, но привкус непреходящей неустроенности, который создает поток жалоб, портит картину в общем и целом налаживающейся жизни в стране. Накануне 17-й «Прямой линии с Владимиром Путиным», которая пройдет 20 июня, силовики и чиновники развили необычную активность по превентивному реагированию на поступающие жалобы, чтобы дать президенту возможность в эфире сразу отчитаться о решении проблемы. Это должно пойти на пользу падающим рейтингам Путина, но польза для жалобщиков неочевидна.
Во время прямых линий граждане ежегодно жалуются президенту на плохое жилье, проблемы с медпомощью, равнодушие или самоуправство бюрократов, а президент раздает в прямом эфире обещания разобраться и поручения решить проблему, подключая к этому правоохранителей и профильных чиновников. В 2018 г. мобилизация помощников вышла на новый уровень: все время эфира на связи с президентом были губернаторы и министры, ожидая вопросов и поручений перед камерами. В 2019 г. решено сработать на упреждение. За последнюю неделю Следственный комитет (СКР) семь раз заявил, что проведет проверку поступивших на прямую линию обращений. Как сообщал ТАСС, в Калужской области проверят жалобы на неоказание помощи ребенку с онкодиагнозом и на задержку с переселением из барака, в Красноярском и Хабаровском крае – жалобы дольщиков, в Саратовской области – жалобы на нерасселение столетних аварийных домов, в Белгородской – на многолетнее отсутствие питьевой воды в домах. А директора завода под Белгородом, работники которого пожаловались на прямую линию на задержку зарплаты, уже взяли под стражу, сообщил сайт СКР. Предупредительный выстрел сделал и премьер Дмитрий Медведев, предложивший во вторник повысить пособие по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет с нынешних 50 руб. до прожиточного минимума (на абсурдный размер этого пособия президенту тоже регулярно жалуются).
Такая активность выглядит эффектно: 20 июня президент сможет не раздавать обещания, но отчитаться о конкретных действиях. Это должно освежить жалобный ритуал прямой линии и поддержать низкие и продолжающие падать рейтинги президента (ВЦИОМ, в частности, фиксирует падение рейтингов даже после изменения формулировки вопроса на более выигрышную).
Проблема, однако, в том, что принцип действия от этого не меняется: добиться реакции на свою проблему жалобщики все равно могут только в ручном режиме, обратившись напрямую к президенту. Те, чьи жалобы взяты на контроль СКР, живут со своими бедами годами, часть прошла через суды, но так ничего и не добилась. Да и эффективность такой авральной активности может оказаться нулевой: так, во вторник министерство строительства Иркутской области сообщило, что в августе 2019 г. состоится аукцион на проведение капремонта 6 км дороги на о. Ольхон. Ирония в том, что с просьбой отремонтировать дорогу жители острова обратились на прямую линию два года назад.