Чем опасны танкерные войны
Новые атаки на танкеры расширяют пространство для эскалации конфликта между США и ИраномСначала США, затем Великобритания и наконец наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Султан заявили на прошлой неделе, что к нападению 13 июня на танкеры Front Altair и Kokuka Courageous причастны иранские государственные структуры. Атака на эти суда, предположительно с помощью специальных, прикрепляемых к корпусу с помощью магнита мин, привела к тому, что Front Altair с грузом лигроина (фракция нефти, используемая как полуфабрикат) загорелся. Kokuka Courageous с грузом метилового спирта избежал пожара, но команды обоих судов были эвакуированы. Команда Front Altair (включая 11 граждан России) была эвакуирована иранскими спасателями, а Kokuka Courageous – буксиром Coastal Ace голландской судоходной компании Acta Marinе и американским эсминцем Bainbridge. Оба танкера перевозили груз, связанный с Японией, а атака произошла во время первого за несколько десятилетий визита премьер-министра Японии в Иран, где Синдзо Абэ хотел стать посредником между иранцами и американцами на фоне ужесточения американского давления на Исламскую Республику по всем направлениям.
Вслед за этим ВМС США распространили видео с беспилотника, на котором, по утверждению публикаторов, показано, как иранцы пытаются снять прикрепленный к борту Kokuka Courageous предмет – предположительно несработавшую магнитную мину. Правда, президент компании Kokuka Sangyo (судовладелец Kokuka Courageous) Ютака Катада сообщил 14 июня, что, по докладам команды танкера, он был атакован некими «летающими объектами», и выразил сомнения, что взрыв был вызван миной с таймером.
Мины, прикрепляемые к корпусу с помощью магнита, известны около 100 лет и стоят на вооружении боевых пловцов флотов всех стран мира, где имеются такие подразделения, есть они и в Иране. Не совсем, правда, понятно, как такая мина (если речь о ней) была прикреплена на ходу на борт Kokuka Courageous и не проще ли это было сделать в порту.
Вопрос о второй за месяц атаке на танкеры в регионе Персидского залива, в которых США и их союзники обвиняют Иран, стал предметом безрезультатного рассмотрения в Совете Безопасности ООН.
Используют ли США весьма туманную историю c атаками на танкеры как повод для военной акции против Ирана? Вспоминается пробирка с порошком, которую накануне вторжения в Ирак в 2003 г. показывал в Совете Безопасности госсекретарь США Колин Пауэлл, демонстрируя, как мало надо биологического оружия для массового поражения. Потом Пауэлл извинился (источник информации о якобы разрабатывавшемся в Ираке биологическом оружии оказался ненадежным), но последствия вторжения США в Ирак, в том числе сотни тысяч погибших среди гражданского населения, необратимы. Сейчас большинство комментаторов считают, что президенту США Дональду Трампу большая и затратная война не нужна, как не нужна была ему и война с КНДР год назад, да и непросто будет продать войну внутри США в условиях острого противостояния с политическими противниками. Во время предыдущей «танкерной войны» в Персидском заливе в 1980-е гг. Ирак и Иран нанесли гораздо более масштабный ущерб судам третьих стран и нефтяной инфраструктуре друг друга, а американский флот тогда предпринял несколько ограниченных атак против иранских объектов и сбил по ошибке пассажирский самолет Iran Air. Но до масштабного конфликта США и Ирана тогда дело не дошло. Возможно, и сейчас пространство для дальнейшей эскалации существует, но стороны полагают, что смогут удержаться от необратимых действий.