Аресты одной цепи
Череда административных арестов все чаще используется властью для ограничения свободы и активности оппозиции накануне массовых акций или политических кампанийЧереда административных арестов становится все более востребованным властями способом ограничить свободу тому или иному оппозиционеру накануне массовых уличных акций или на старте политической кампании – а заодно создать задел для потенциального уголовного дела за неоднократное нарушение правил проведения митингов.
Утром понедельника экс-глава штаба Алексея Навального Леонид Волков должен был выйти из спецприемника, где он отбывал 20 суток административного ареста за онлайн-трансляцию митингов против повышения пенсионного возраста, которые прошли в десятках российских городов 9 сентября 2018 г. и сопровождались массовыми задержаниями. Однако сразу после освобождения на Волкова составили новый протокол, по которому он получил еще 15 суток ареста: первый арест был за акцию в Москве, второй – за акцию в Петербурге. По словам директора ФБК Ивана Жданова, полицейские заявили, что в будущем на Волкова может быть составлено еще восемь протоколов – по аналогичным акциям в восьми других городах. Если это произойдет, то окончательно Волков отбудет срок за митинги 9 сентября 2018 г. только в конце октября 2019 г., а следовательно, проведет под арестом весь период избирательной кампании по выборам депутатов Мосгордумы, куда планируют баллотироваться несколько соратников Навального.
Это не первый случай, когда суды отправляют оппозиционеров под арест за сравнительно давние митинги, чтобы ограничить их свободу и активность в определенное время: так, акцию 9 сентября сам Навальный пропустил, потому что отбывал 30 суток ареста за «Забастовку избирателей», прошедшую в Москве 28 января, а сразу по выходе из спецприемника он был отправлен под новый арест на 20 суток за анонс акции 9 сентября. Всего с 2011 г. Навальный провел в спецприемнике почти 200 суток, в 2018 г. его трижды в течение полугода признавали виновным в повторном нарушении правил проведения митингов, что создало возможность возбуждения уголовного дела по ст. 212.1 УК, действующей с 2014 г. (по ней в 2015 г. был осужден Ильдар Дадин). Третий арест Волкова создаст такую же угрозу и для него, отмечает руководитель юридической службы «Апологии протеста» Алексей Глухов. Другое дело, что даже три ареста главы штаба за фактически одно и то же действие накануне старта избирательной кампании будет выглядеть совсем плохо и отчетливо политически мотивировано, полагает Глухов. В свою очередь, арест ради устранения Волкова из кампании – это нарушение ст. 18 Конвенции по правам человека (запрет ограничивать права человека для целей, которые не были прямо предусмотрены), что в случае обращения в ЕСПЧ и победы означает увеличение размера компенсации, как в деле Навального, которому в 2018 г. Большая палата ЕСПЧ присудила за задержания и аресты 2010–2014 гг. 50 000 евро компенсации морального ущерба, напоминает Глухов.