Как испортить исследование коррупции
Перспектива составления рейтинга коррупционности регионов может спровоцировать на местах попытки манипулировать результатами опроса, который планирует провести властьИсследование коррупции в российских регионах, которое намерено провести государство, может дать очень интересный материал для анализа, если оно будет проведено добросовестно и качественно. Но шансы получить правдивую картину ограничиваются перспективами составления на основе исследования коррупционного рейтинга регионов и страхами граждан, боящихся помогать государству в борьбе с коррупцией.
Методика и задачи исследования, опубликованные на официальном интернет-портале правовой информации, должны были быть готовы еще осенью прошлого года. Замах масштабный: опросить и граждан, и бизнес об их опыте дачи взяток (бытовая и деловая коррупция соответственно), их размерах и частоте (отдельно – о взятках при проведении госзакупок), вычислить средний размер взятки, долю взяток в доходах и прибыли, годовой объем взяток в регионе и в РВП, узнать мнение об эффективности антикоррупционной политики государства и в итоге составить рейтинг коррупционности каждого региона в динамике. Таких масштабных исследований государство не проводило много лет, результаты опросов, как следует из документа, будут важны «для принятия политических решений по вопросам борьбы с коррупцией» на уровне страны.
Выборки предполагаются довольно большие (400–800 анкет в регионе по бытовой коррупции, 100–400 – по деловой). Правда, за рамки исследования выводятся респонденты, занятые в сфере госуправления и обеспечения военной безопасности, а также соцобеспечения – по сути, в организациях и предприятиях, завязанных на госбюджет, которые тоже многое могли бы рассказать о коррупции, отмечает Илья Шуманов из «Трансеперенси интернешнл Россия».
Проблемы могут возникнуть у тех, кто согласится принять участие в опросе. Недавнее исследование Института госслужбы и управления РАНХиГС показало, что треть граждан считает бесполезным помогать государству бороться с коррупцией, почти столько же считает это опасным делом – и в итоге каждый пятый не готов в этом участвовать.
Свои страхи могут возникнуть и у региональных властей – ведь на основании полученных данных может быть составлен сводный рейтинг коррупционности регионов, а в определенных случаях и отдельных органов власти. Эта перспектива, по мнению Шуманова, может вызвать у региональных властей желание привлечь к проведению опросов подконтрольные организации и попытаться приукрасить итоги. Региональные власти будет интересовать не уровень коррупции в их регионе, а то, как они выглядят на фоне других, считает Шуманов, это может свести на нет потенциально очень интересное и важное исследование.